Упражнение для тренинга воздушный шар
Воздушный шар
Основные – это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения, за которыми участники пришли на тренинг. Это главные упражнения на тренинге. Они обычно построены так, чтобы каждый участник тренинга смог потренироваться . Подробнее о типах упражнений можно почитать здесь.
Вызовы – сильные и запоминающиеся упражнения, цель которых привлечь внимание группы к определенным темам тренинга, привести группу к важным осознаниям. Они часто достаточно сложные, вызывают активный интерес группы, повышают мотивацию участников . Подробнее о типах упражнений можно прочитать здесь.
Trenerskaya.ru предлагает эксклюзивные тренерские методички лучших игр и упражнений для тренингов, содержащие уникальные рекомендации и тренерские “фишки”, позволяющие провести упражнение с максимальным результатом. Методички разработаны тренерами-профессионалами специально для портала Trenerskaya.ru и такого вы не найдете больше нигде !
Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.
Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение. А легенда упражнения «Воздушный шар» такова:
Ведущий просит участников тренинга представить, что они отправляются на воздушном шаре в прекрасное путешествие. И вот они летят над океаном и до ближайшего участка земли не менее 500 км.
И вдруг происходит непредвиденное: на шар нападает орел, кто-то стреляет в орла и в шаре образуется отверстие, через которое выходит газ. Шар начинает снижаться! Все мешки с балластом сброшены в воду, на некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. И шар снова падает с очень большой скоростью.
Весь экипаж собрался вместе, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Участникам предоставляется список предметов, которые остались в воздушном шаре и их задача: принять коллективное решение, что и в какой последовательности они будут выбрасываться. А в списке есть и консервы, и аптечка, и канат, и ружье, и даже чья-то любимая собака…
Легенда упражнения действительно захватывает. Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.
Не достаточно знать легенду упражнения, чтобы качественно его провести. Нужно знать, КАК ИМЕННО его проводить.
Например, это упражнение можно провести в двух абсолютно разных вариантах:
- Как основное упражнение (когда большая часть команд «спаслась»)
- Как упражнение-вызов (когда большая часть команд «утонула»)
И то, как именно пройдет упражнение, зависит от множества деталей и действий тренера: от того, что именно вы говорите, какие правила задаете, как отвечаете на возможные вопросы группы.
Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц.
Мы предлагаем вам приобрести максимально подробную методичку проведения данного упражнения, которая включает в себя:
Детально описанную методику его проведения в двух различных вариантах (и как основное упражнение, и как упражнение-вызов) с вариантами примерной речи тренера, с фото-иллюстрациями, с конкретными вопросами, которые стоит задать на рефлексии, с разбором возможных возражений и сложных ситуаций, которые могут произойти на группе.
Блок теории по лидерству и 3 аудиозаписи (!) проведения данного упражнения в исполнении одного из лучших тренеров России, профессора, доктора психологических наук Николая Ивановичам Козлова.
Музыка, подходящая для проведения этого упражнения и все необходимые печатные материалы.
Прочитав нашу подробную методику проведения, у вас будет такое же ощущение, как будто вы только что видели мастерское проведение этого упражнения. А, значит, вы проведете упражнение намного увереннее и результативнее!
Оплатить методичку упражнения на портале TRENERSKAYA . ru просто!
1. Зарегистрируйтесь и войдите в личный кабинет под своим логином и паролем.
2. Пополните свой личный счет на сайте. Для этого:
– нажмите кнопку «Купить»,
– выберите удобный способ оплаты. Самый быстрый способ – картой. Другие варианты оплаты и длительность зачисления денег посмотрите здесь .
3. Убедитесь, что деньги зачислены на личный счет и выкупите материалы: нажмите “Купить” еще раз. Деньги спишутся с личного счета, а методичка тут же придет на почту и сохранится в личном кабинете.
По вопросам, связанным с оплатой, пишите на info.trenerskaya@gmail.com
Внимание! Вы также можете приобрести супер-выгодный полный доступ ко всем материалам сайта .
6. УПРАЖНЕНИЕ «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»12
Мини-группа садится в круг, берется за руки, все закрывают глаза.
12 ВачковИ. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.
II. Сценарий тренинга командообразования для помещений
А) Ведущийзачитываетследующийтекст:
Возьмите друг друга за руки, почувствуйте друг друга. Как хорошо быть в кругу друзей! Итак, мы все сейчас находимся в корзине воздушного шара и отправляемся в путешествие на один из необитаемых островов в Атлантическом океане. Там весной уже тепло, растут ананасы, и не надо оформлять никаких виз: остров-то необитаемый! Короче, вы набрали в этот шар множество полезных вещей, чтобы жить без проблем по крайней мере неделю, а на самом деле — с запасом, и вот вы уже готовы к полету. Вас провожают куча друзей и родственников, хлопоты, объятия, поцелуи, прощания.
Закройте глаза.
Легкое покачивание, и вы отрываетесь от земли. Холодок в груди, а потом ощущение свободы и простор полета. Вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки — и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот уже вы видите синюю полоску от края до края горизонта — это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн — но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. И вот уже вдали вы видите маленькую точку — вот остров, куда вы летите! Над островом много птиц, вот уже несколько чаек пролетело совсем близко от вас: может быть, одну из этих чаек зовут Джонатан Ливингстон? Остров уже хорошо виден, вы уже готовы потихоньку снижаться — где-то минут через двадцать вы будете на твердой земле! Какие интересные приключения ожидают вас там!
Но что это? Вы видите, как от горы отрывается какая-то крупная птица и летит прямо навстречу вам! Это — гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Может быть, он принял вас за своего соперника? Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает наш шаром, исчезает из поля вашего зрения — и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары — и шипение.
У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу — и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Ваш единственный шанс спастись — долететь до земли, потому что внизу начался шторм и любого пловца просто разобьет об острые рифы и скалы. Долететь до острова — около 20 минут.
Но это приблизительно. Может быть, и больше, а может быть, и меньше. Точную цифру вам не скажет даже Господь Бог. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей. Но что выбросить?
Списоквещей(выдаетсякаждомуучастнику)
№ п/п | Содержание упаковок | Вес (объем) |
1 | 2 | 3 |
1 | Миски, кружки, ложки | 4 кг | |||
2 | Ракетница с комплектом сигнальных ракет | 5 кг | |||
3 | Подборка полезных книг про все | 9 кг | |||
4 | Консервы мясные | 20 кг | |||
5 | Топоры, ножи, лопата | 14 кг | |||
6 | Канистра с питьевой водой | 20 л | |||
7 | Бинты, вата, перекись, зеленка | 1,5 кг | |||
8 | Винтовка с запасом патронов | 20 кг | |||
9 | Презервативы и какие-то лекарства | 0,5 кг | |||
10 | Импортный шоколад | 7 кг | |||
11 | Золото, бриллианты и яркие украшения, побрякушки | 0,4 кг | |||
12 | Очень большая собака | 75 кг | |||
13 | Рыболовные снасти | 0,6 кг | |||
14 | Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь | 1 кг | |||
15 | Теплая одежда и одеяла | 50 кг | |||
16 | Соль, сахар, специи, набор поливитаминов | 2 кг | |||
17 | Плетеный нейлоновый канат | 150 м | |||
18 | Медицинский спирт | 10 л |
204
Тренинг командообразования
Б) Индивидуальнаяработа.
Ведущий зачитывает инструкцию:
У вас 7 минут на работу. За это время вы должны найти себе ручку и записать свое решение в первой из трех свободных колонок справа. Ранжируете строго индивидуально. Запрещены любые разговоры. За разговоры команда будет штрафоваться. Начинаем работу по моей команде.
В) Команднаяработа.
Ведущий зачитывает инструкцию:
Хорошо это или плохо, но вы в шаре не одни — в шаре вся ваша команда, и кроме вашего мнения, есть мнения другие. Соответственно, вам надо договориться. Во второй колонке вы должны записать командный ранжир выкидываемых вещей. Каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается.
На принятие общего решения у вас 20 минут. Не уложились в 20 минут — ваша команда падает в океан и всех съедают голодные акулы. Но имейте в виду: если вы прилетите не с тем набором вещей, то ваша жизнь на острове будет грустной и недолгой. Если вы договорились быстрее — это показатель качественной командной работы. Вы будете за это вознаграждены: каждая сэкономленная минута — это одна сохраненная вам вещь.
Ведущий отмечает, за какое время было принято общегрупповое решение, определяется время выполнения задания каждой командой (за каждую сэкономленную минуту команде оставляется еще одна вещь).
Г) Обсуждение.
По окончании игры участники в общем кругу высказываются, кто помогал им принимать решение, а кто мешал, в чем был прав, а в чем ошибался каждый из них.
Л. Сценарий тренинга командообразования для помещений 205
7. УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЙ РИСУНОК»
Упражнение проходит в два этапа. На первом этапе каждому участнику предлагается нарисовать метафорическое изображение себя (в виде образа, символа, знака) в данный момент жизни. На втором этапе участникам выдаются маркеры и лист ватмана. Необходимо нарисовать общий рисунок группы, в котором нашлось бы место всем индивидуальным рисункам участников.
8. РЕФЛЕКСИЯ ПО ДНЮ И ВСЕМУ ТРЕНИНГУ
Рефлексия или обратная связь по всему тренингу отличается большей подробностью. На нее необходимо выделять достаточное количество времени (30-40 минут). Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: Самые яркие впечатления Что вы вынесли из тренинга для себя? Как в реальной жизни будете использовать опыт, полученный в тренинге? пожелания, благодарности другим участникам группы и ведущим.
9. РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ДНЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ БазаровТ. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996. БронштейнМ. Управление командами: Теория и практика построения эффективной команды. М., 2004. ВеснинВ. Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. 1999.
ГаленкоВ. П., СтраховаС. И., ФайбушевичС. И. Как эффективно управлять организацией М., 2001. ДонцовА. И. Психология коллектива. М., 1984. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. идр. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2002. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. СПб.: Речь, 2003. ИльенковаС. Д. Инновационный менеджмент. М., 1997. КапециоП. Команды, которые выигрывают. М., 2005.
КарякинА. М. Командная работа: основы теории и практики. Иваново, 2003. МаксвеллДж. Создай команду лидеров / Пер. с англ. Л. А. Бабук. М., 2003. ПаркерГ., КроппР. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. СПб., 2002. ПригожийА. И. Современная социология организаций. М., 1995. ПугачевА. В. Организационное поведение. М., 2001. РезникС. Д. Команда менеджера // ЭКО. 1997. № 3. РихтерК. Формирование командного духа // Управление персоналом. 2004. № 10.
Конспект тренинга для дошкольников по развитию эмоционально-волевой сферы «Полёт на воздушном шаре»
Галина Прокофьева
Конспект тренинга для дошкольников по развитию эмоционально-волевой сферы «Полёт на воздушном шаре»
• Формирование самосознания и самооценки;
• Развитие эмоциональной сферы и расширение чувственного опыта;
• Активизация индивидуальных и творческих способностей;
• Совершенствование игровых, двигательных и коммуникативных навыков;
• Воспитание социальной активности и доброжелательного отношения к окружающим.
Дать каждому ребёнку возможность выразить свою индивидуальность, найти свои положительные черты и ощутить ценность своей личности;
Помочь детям получить новый положительный опыт.
Лист ватмана с изображением острова, наборы фломастеров или цветных карандашей, пластилин, краски.
Коробка ощущений, в ней находятся: природные материалы, фигурки животных.
Ход занятия:
1. Упражнение «Я люблю»
Все встают в круг.
-Здравствуйте! Я очень рада видеть вас.
Психолог, держа в руках мяч, говорит:
-А начнём мы наше занятие с того, что представимся друг другу. Но сделаем мы это необычно. Тот, кто поймает мяч, расскажет что-нибудь о себе, начиная со слов «Меня зовут… .Я люблю… .Я хочу…. Я мечтаю… .»
Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый ребёнок.
2. Игра «Все – некоторые – только я»
Дети садятся на стульчики.
Психолог встаёт напротив них и говорит:
-Сейчас все, кого будут касаться мои слова, быстро встанут со своих стульчиков и постараются занять освободившиеся места., Если высказывание будет касаться и меня, я тоже могу попытаться занять чей-либо стул.
Попробуем? Начали! Все девочки… Все, у кого сегодня хорошее настроение… Все, у кого полосатые носки… Все у кого есть сестрёнка… Все мальчики…
Молодцы! Все люди разные, но в чём-то они похожи.
3. Упражнение «Полёт на воздушном шаре».
-Вы любите путешествовать?. Кто из вас уже совершал путешествие?. Сейчас вы отправитесь в фантастическое путешествие. Проходите на наш воздушный шар.
Расположитесь как можно удобнее и закройте глаза. Расслабьтесь, сделайте два глубоких вдоха и один шумный выдох.
Наше путешествие начинается.
Представьте, что вы в лесу. Вокруг растут высокие деревья, поют птицы. Солнечные лучи проникают сквозь листву. Вам очень приятно. Вы любуетесь красивыми цветами и растениями, видите, как трудятся муравьи. Вдруг промелькнул какой-то маленький зверёк. Может, это белка? Но вот вы отвязываете верёвку, и воздушный шар плавно уносит вас в небо.
Вы летите и видите, как лес становиться маленьким, а река- похожей на светлую ленту. Люди, работающие на поле, замечают воздушный шар и машут вам руками в знак приветствия. Вам хочется им ответить. Подумайте, что бы вы им крикнули?.
Шар начинает снижаться, вот мы и прилетели. Ой, это место мне незнакомо! Нам нужно понять, где мы.
Откройте глаза и вспомните всё, что вы видели с воздушного шара… Да это же остров!
Но он пуст, на нём ничего нет, а давайте все вместе заселим этот остров разными животными, деревьями, чтобы он стал красивым.
4. Упражнение «Ящичек ощущений»
А для этого нам нужен «Ящичек ощущений» .В этом ящике находятся нужные нам предметы. Каждый из вас будет опускать руки внутрь и определять, что же там находиться. Будьте внимательны, нам нужно отгадать все предметы, которые там лежат, – только тогда мы сможем оформить наш остров.
(Каждый ребёнок, опуская в ящик руки, пытается определить его содержимое. Затем «ящик» открываем и достаём предметы.)
5. Рисование «Острова»
Психолог, разложив лист ватмана с изображением острова и природные материалы, предлагает детям дорисовать всё то, что они заметили во время путешествия.
Дети выполняют задание.
П: Какой чудесный остров у нас получился! Спасибо всем за работу.
Ну а нам не мешало бы отдохнуть.
6. Упражнение «На пляже».
Дети выходят в центр комнаты.
-Представьте, что сейчас лето. Светит солнце, и мы с вами отправляемся на пляж. Ехать будем на электричке. Цепляйтесь друг за друга и поехали.
Приехали! Смотрите, какой мягкий песок. Ложитесь на него, позагораем. Налетела туча, закрыла солнце, стало прохладно. Чтобы согреться, сожмитесь в маленький комочек, обхватите колени руками, прижмите голову к коленям.
Солнце вышло из-за тучи, опять стало тепло, ложитесь на спину, отдыхайте.
Психолог следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.
П: Какое у вас настроение?
Какое задание показалось самым трудным?
Что понравилось на занятии больше всего?
Дети встают в круг.
Психолог держит на ладони вытянутой руки мяч. Участники поочерёдно накрывают одной ладошкой мяч.
Затем все хором говорят: «До свидания!»
Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : – Создание.
Игра «Воздушный шар» на командообразование
Во все времена перед предпринимателями стоял очень важный вопрос: как повысить производительность своей компании? Одни считали, что нужно просто увеличить рабочий день, другие увеличивали количество задач. Но были и люди, которые понимали, что лучший способ повысить производительность фирмы — это создать сплочённый коллектив, каждый из членов которого будет ощущать себя частью большой команды.
Создать дружный коллектив можно с помощью тимбилдинга и игр на командообразование. Об одной из таких игр мы сегодня и расскажем.
Что такое тимбилдинг
Для начала дадим определение понятию тимбилдинга.
Тимбилдинг — это действия, направленные на сплочение коллектива и увеличение его эффективности. Чаще всего они проходят в виде игр и упражнений.
В процессе этих действий участники лучше узнают друг друга, учатся раскрывать свой потенциал и улучшают командные навыки. Всё это способствует укреплению отношений и ведёт к улучшению рабочего процесса.
Упражнения на командообразование должны быть не только образовательными, но и развлекательными. Иначе достигнуть расслабленного состояния участников будет трудно.
Ниже мы рассмотрим одно из таких упражнений. Оно часто применяется на тренингах по тимбилдингу и способствует развитию:
⦁ умения вести переговоры и работать в команде.
То есть оно развивает именно те качества, которые так хотят видеть в своих подчинённых предприниматели.
Деловая игра «Воздушный шар»
Игра проводится под руководством тренера-организатора.
Участники должны представить, что отправились в далёкое путешествие на воздушном шаре. Вот они пролетают над океаном. До ближайшей суши остаётся ещё около 500 километров.
Вроде бы всё хорошо и не о чем беспокоиться, но случается непредвиденная ситуация — на шар садится орёл. Один из участников реагирует на это неожиданным образом — стреляет в птицу, из-за чего в шаре образуется отверстие, которое спускает воздух. Шар начинает падать.
Участники выкидывают весь балласт, чтобы замедлить падение. Но шар продолжает падать. Значит надо выкидывать что-то ещё: провиант, ружьё, собаку и другие предметы. В какой последовательности это будет происходить, предстоит решить участникам игры.
Есть два варианта развития событий:
- Если участники смогут договориться и принять общее решение, большая часть команды останется в живых.
- Если участники начнут спорить и выяснять отношения, они разобьются о скалу или утонут.
Сама же игра проходит по определенным правилам.
Правила игры
У игры есть ряд правил, которые необходимо соблюдать:
⦁ Не перебивать говорящего. Соблюдая это правило, участники воспитывают в себе терпение и учатся проявлять уважение к человеку даже в стрессовой ситуации.
⦁ Избегать критики. Из тех же соображений, что и в предыдущем пункте.
⦁ Тщательно формулировать аргументы. Подходить к выбору последовательности осознанно – как к реальной ситуации.
⦁ Не забывать, что это просто игра. Сохранять позитивный настрой в группе.
За исполнением этих правил должен внимательно следить тренер.
Ход игры
Ведущий раздаёт каждому участнику игры список вещей, с которыми предстоит попрощаться:
⦁ фляга со спиртом (5 литров);
⦁ плащ-палатка (1 шт);
⦁ рюкзак с сухпайком (1 шт);
⦁ прибор ночного видения;
⦁ сундук с вещами из дома;
⦁ коробка с сигаретами.
Каждый участник без обсуждения с другими участниками группы должен отметить последовательность, в которой он считает целесообразным выкидывать вещи, и записать её на бумаге.
На индивидуальную работу отводится 5-10 минут. Главным условием является именно индивидуальная работа. Чтобы участники не помогали друг другу, ведущий должен за ними тщательно следить.
После окончания первого этапа начинается групповое обсуждение между участниками. Руководитель (владелец компании или глава отдела) играет роль стороннего наблюдателя. Однако и у него есть важная миссия — фиксировать для себя замечания своих подчинённых, особенно фразы типа «Тебя тоже надо выкинуть» и «Зачем выкидывать бедную собаку».
Можно немного поменять условия игры. Например, попросить оставить две вещи из списка. В таком случае ракурс игры меняется и перед участниками ставится другая задача — определить самые важные предметы.
После того как участники придут к соглашению, начинается следующий этап — дискуссия.
Лучше всего, если игра записывается на видео. В таком случае её можно пересмотреть всей группой с комментариями ведущего.
Вопросы для обсуждения
Ведущий задаёт участникам следующие вопросы:
⦁ Какой была атмосфера в группе?
⦁ Что мешало договориться и принять общее решение?
⦁ Какая из проблем была самой острой?
⦁ Какие вопросы было труднее всего решить?
⦁ Были ли в группе лидеры или игра велась действительно командно?
⦁ Кто проявлял активность?
⦁ Каким образом лидеры оказывали влияние?
⦁ Какие стили общения вы смогли выявить в группе: поиск единомышленников, уход от спора, переход на личности, психологический шантаж? Или вы обнаружили что-то совсем другое?
⦁ Какое поведение помогало прийти к согласию, а какое мешало?
Обсуждение прошедшей игры даёт понять, над какими качествами предстоит серьёзно работать каждому из участников и команде в целом.
Советы участникам
В конце тренинга (или мастер-класса) тренер даёт участникам советы по эффективной командной работе:
- Давайте слово всем. Не заканчивайте мысли и предложения своих коллег. У них есть право голоса и они должны его использовать.
- Рассматривайте все идеи. Не исключайте из обсуждения тех, кто по какой-либо причине вам не нравится.
- Формулируйте альтернативные способы решения в виде вопросов. Не говорите: «Я считаю, что так делать нельзя, потому что это глупо». Старайтесь говорить так: «Мне кажется, что лучше поступить по-другому. Например…»
- Откажитесь от гордости. Вместо того чтобы называть чью-то идею «Идеей Максима», дайте ей кодовое название. К примеру, «Лестница».
- Поддерживайте моральный дух. Даже в трудных ситуациях (таких, как падение воздушного шара) сохраняйте спокойствие.
Чтобы развить в себе все эти навыки и узнать о других играх на тимбилдинг, предлагаем пройти наш курс «Командообразование». А эта игра пусть станет отправной точкой и хорошим дополнением ко всему, что вы узнаете из курса.
Желаем вам создать по-настоящему сплочённый коллектив! Удачи!
4.Игра «Воздушный шар»
(развитие умения коллективного принятия решений, социометрия)
Ребятам предлагается представить, что все они летят на воздушном шаре, который неожиданно начинает терпеть крушение. Для спасения необходимо постепенно выбрасывать вещи, чтобы долететь до острова. Важное условие: выбор по очередности выбрасывания вещей осуществляется сообща, при согласии всех членов команды. Время на спасение – 20 минут.
Золото, драгоценности 100гр.
Котлы, миски, кружки, ложки 1 кг.
Ракетница с сигнальными ракетами 5 кг.
Полезные книги про все 12 кг.
Топоры, ножи, лопаты 15 кг.
Питьевая вода 10 л.
Винтовка с запасом патронов 10 кг.
Очень большая собака 50 кг.
Рыболовные снасти 0,5 кг.
Мыло, шампунь, зеркало 2кг.
Теплая одежда и спальники 50 кг.
Соль, сахар, витамины 4 кг.
Канаты, веревки 10 кг.
В дополнение можно продолжить данную игру, обозначив задание – выбрать по очередность выпрыгивания членов команды с целью предотвращения катастрофы.
5.Упр. «Умей сказать «нет»
(развитие навыков настаивания на своем, умения сказать «нет»)
Подросток должен, аргументировано отстаивать свое мнение при групповом давлении, не соглашаться на уговоры, предложения остальных ребят. Ситуации: попробовать наркотик, выпить за встречу, пойти на дискотеку перед экзаменами и т.д.
6.Упр. «Связующая нить» (сплочение коллектива)
С помощью клубка ниток и называния положительных качеств друг друга в кругу, между ребятами образуется «паутина», разматывание которой происходит с помощью пожеланий.
7.Рефлексия.
Занятие № 8 «Лидер и доверие»
Цель занятия – развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия. Развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.
Называя по имени, к кому обращаемся, произносим фразу: «Здравствуй, лидер!»
Ведущий называет имя участника. По бокам сидящие подносят ближайшую руку от названного к своему уху, машут и говорят «фью», названный так делает двумя руками и говорит «фью-фью» и называет следующего игрока. Темп ускоряется.
Информирование. Название закона – Лидер должен быть в доверии.
Лидер должен знать не только куда направляется, но и эффективно работать с людьми. Для этого он должен обладать сердечностью, энтузиазмом, воспринимать интересы и потребности других. Поэтому лидеру необходимо быть в доверии.
– Как приобрести доверие? Что значит быть в доверии? (ответы детей)
Для этого лидер должен помогать людям достичь успеха. Делать все для своей команды, чтоб достичь цель. На больших предприятиях это образование и профессиональная подготовка.
– Как вы можете помочь членам своей команды, как командир? (ответы детей)
Лидер должен доверять сам надежным людям. Для общего успеха необходимо взаимное доверие. Человек чувствует свою значимость, если ему доверяют конфиденциальную информацию.
Признавать заслуги любого члена и гордиться достижениями всей команды в целом. Необходимы поощрения, ободрения, отдавать должное успехам всех сотрудников.
Лидер должен уметь держать свое слово. Выполнять обещания. Иначе не будет никакого доверия со стороны окружающих.
Лидер должен быть терпеливым. Вы работаете с людьми, а люди все разные, каждый человек- индивидуальность. Поэтому нельзя «ставить крест» на человеке, пока не исчерпаете все возможности для улучшения отношений с ним.
Лидер должен изучать людей и понимать их.
– Для чего это нужно? (ответы детей)
Лидеру это необходимо, чтоб знать способности каждого члена команды, тогда лидер сможет распределять поручения исходя из возможностей и способностей каждого члена команды. Это поможет ему быть уверенным в правильности выполнения задания.
Лидер должен уметь вдохновлять других. От того, насколько хорошо выполняет команда свои функции, зависит его успех.
По ходу объяснения на доске оформляется силуэт человека.
Вывод: Команда, добивающаяся успеха, функционирует как единый организм. Успех лидера зависит от успеха команды.
Чтение фрагментов из наблюдений Свиндолла.
«Гуси, ведущие стаю, сменяют друг друга. Когда устает один из них, он меняется местами с тем гусем, который летит на одном из флангов стаи.
Когда один гусь заболевает или получает ранение, вместе с ним стаю покидают два других гуся, которые сопровождают его, чтоб обеспечить ему помощь и защиту. Они остаются с ним до тех пор, пока он не сможет лететь вновь.
Гуси в стае издают характерный гусиный крик. Тем самым они дают знать остальным, что по-прежнему следуют за стаей и с ними все в порядке. Это крик привлекает внимание лидирующих гусей».
Успех лидера зависит также от его стиля руководства. Мы с вами познакомимся с тремя видами:
Стиль, при котором царит жесткость во всем: дисциплине, контроле. Здесь единовластие и директивное управление – авторитарный стиль управления.
Стиль, при котором вовлекается команда в совместную деятельность, стремление к коллективному управлению. При котором царит взаимопонимание и дружеские отношения- демократический стиль руководства.
Стиль, при котором отстраненность от управления, дело пущено на самотек, свобода действий у подчиненных –попустительский стиль руководства.
Задание: определить к какому стилю какая эмоция подходит (на доске изображения эмоций по видам стилей руководства)
Группы выбирают для работы один из видов стиля руководства. Необходимо написать положительные стороны выбранного стиля.
Что нужно делать, чтоб поменять авторитарный стиль руководства на демократический?
Каждый высказывает свое мнение. Все предложенные варианты записываются на большом листе ватмана и отбираются наиболее приемлемые.
Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу. Любой из участников, по желанию встает в центр и покачивается в разные стороны. Группа придерживает его руками. Так продолжается 1-2 минуты. После этого о рассказывает о своих чувствах.
Занятие № 9 «Ключи к успеху»
Цель занятия – стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию.
Приветствие «Здравствуй, лидер!».
Упражнение – разминка «Слон-пальма-крокодил».
Участники встают в круг. Ведущий называет одно из слов (слон, пальма крокодил) и при этом называет кого – либо из ребят. Тот, кого назвали при помощи соседних ребят изображает то, что назвали (Слон – участник левой рукой берёт себя за нос, а правую руку просовывает через левую; соседние ребята изображают уши. Пальма – руками делает корни, а соседи изображают ветви. Крокодил – руками делает пасть, соседи изображают ветви.) Затем называет следующего участника и задаёт ему задание.
Информирование: IX закон лидера – Лидер развивает в себе способности руководителя.
Каждый из нас хочет, чтобы его мечты сбывались. А вот, чтобы создать лучшую мечту, вы должны сами стать лучше.
Эффективные лидеры признают тот факт, что развитие способностей к руководству длится всю жизнь. Главное, что отличает успешных лидеров, – это способность создавать и развивать свои умения. Заключение – лидеры непрерывно учатся.
Люди, достигшие успеха, отличаются самодисциплиной, которая позволяет им развивать в себе необходимые качества. Они никогда не останавливаются на достигнутом и не находятся в состоянии покоя. Развитие лидерских качеств – это процесс, который не имеет завершения.
Жизнь может измениться только в том случае, если человек изменится сам.
Каждый лидер создает свой собственный стиль. Развивая в себе качества руководителя, очень важно держать перед мысленным взором ваше видение перспективы, ваши цели и мечты. Люди, знающие, что они намереваются сделать в своей жизни, обладают особой притягательностью. Они излучают позитивную энергию и доброжелательность.
Советы относительно саморазвития:
-Размышляйте о своих прежних успехах как основе будущих побед.
Пример: Бог предлагал израильтянам вспомнить, как Он приказал расступиться водам Красного моря, чтобы прибавить своему народу уверенности в том, что они получат Землю Обетованную.
– Лидеры развивают в себе творческий подход к проблема.
– Лидеры мотивируют себя к тому, чтобы осуществлять позитивные, ориентированные на достижение цели, действия.
– Лидеры способны управлять своим психическим состоянием. Не бойтесь просить помощи. Думайте о хорошем.
– Лидер умеет эффективно передавать информацию. Лидерами становятся те люди, которые умеют говорить с людьми. Работайте со своим стилем общения.
Слова являются инструментами, а чем больше у вас инструментов, тем лучше вы можете справиться с работой.
Ваш внешний вид должен быть вашей сильной стороной. Приведите себя в порядок. Внешний вид должен быть вашим преимуществом, а не помехой и источником неприятностей. Какое яблоко вы выберете в магазине – красивое или побитое? Люди всегда ищут лучшее.
Очень важно как себя ведет лидер. Ваше поведение говорит людям о том, контролируете ли вы ситуацию.
– Настройтесь на успех.
Лидеры никогда не перестают учиться. Пример: Показательна история о женщине, которая работала учительницей 25 лет. Узнав о работе, которая открывала возможность служебного продвижения, она подала свою заявку. Но вместо неё наняли педагога, который преподавал только год. На её вопрос «Почему её не взяли?», директор ответил: «Мне жаль, но ваш профессиональный опыт не составляет 25 лет. Вы имеете опыт одного года работы, повторенный 25 раз». За время своей карьеры эта учительница никак не усовершенствовала свой опыт.
Задание – составление портрета лидера.
Участники сначала индивидуально составляют вербальный портрет лидера. Затем совместно в ходе обсуждения приходят к единому портрету.
Участники двигаются по кругу следующим образом, они топают сначала правой ногой, затем – левой, потом делают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: Я (притопывают правой ногой) – ЭТО (притопывание левой ) ИМЯРЕК (подпрыгивание на месте). На выполнение задания дается 2 минуты.
Занятие № 10 «Выбор будущего»
Цель занятия – закрепление приобретенных ЗУН, ориентация на их использование в повседневной жизни.
Приветствие «Здравствуй, лидер!»
Один участник группы выходит за дверь, в это время выбирается водящий, по команде которого по кругу выполняются разные движения со словами «сантики-фантики, лимпо-по». Задача другого – определить, кто в кругу является ведущим.
X закон лидера – Лидер излучает вдохновляющую силу.
Ребята, что означают выражения «без тебя как без рук», «ты моя правая рука»? А как вы думаете, какой палец на правой руке самый нужный и важный? Конечно, все! Точно так же и у лидера нет наиболее или наименее важных качеств, есть 5 основных, которые обязательно должны присутствовать у лидера: (по ходу объяснения этих качеств на доске составляется рука, где ладонь – X закон лидера, а пальцы – те самые качества)
Лидер знает куда идет
Все двери открываются перед человеком, который знает куда идет.
Лидер обладает энтузиазмом
Энтузиазм подобен пузырькам в лимонаде.
Лидер проявляет решимость.
Лидер никогда не отступает, пока не добьется успеха, не достигнет цели (как почтовая марка, которая держится на письме до тех пор, пока оно не достигнет адресата).
Лидер умеет работать с людьми.
Если лидер проявляет заботу, внимание и любовь к людям, они с легкостью будут прощать вам недостатки. Но если люди поймут, что они для вас безразличны, то будут с осуждением относиться к любым вашим действиям.
Лидер стремится в будущее.
О чем вы чаще всего думаете – о прошлом, настоящем, будущем?
Если вы живете прошлым, то будете склонны к грусти, унынию. Живете настоящем – постоянно будете пребывать в критическом настроении. Думаете о будущем – ваш уровень энергии повышается, отношение к жизни позитивное.
Стержень лидерства – это энергия, а энергия, как правило, порождает энергию. Но лидер не энергетический вампир, а энергетический излучатель и преобразователь.
Но жизнь есть жизнь. И даже самая совершенная машина имеет свойство ломаться. Лидер не вечный двигатель, а человек и порой его энергия иссякает. Тогда на выручку приходят артистические способности: нельзя показывать виду, впадать в уныние. Показывай оптимизм, и он снова вернется.
В заключении можно прочесть стихотворение лидера для лидеров:
Если вы можете держать голову
высоко, когда вокруг теряют
головы, и обвиняют в этом вас…
Если вы можете справиться
с успехом и провалом…
Если вы умеете молниеносно
действовать, и умеете ждать и не
уставать от ожидания…
Если вы можете поставить на
карту все свои победы, и
проиграть, а и начать все сначала,
и никогда не промолвить слова
о своем поражении…
Если вы можете заставить сердце,
мускулы и нервы служить вам долго…
Если вы можете заполнить одну
шестьюдесятью секундами смысла…
Тогда земля и все на ней – ваше.
Упражнение «Самопрезентация» (самораскрытие)
Участники по кругу должны закончить фразу: «Никто не знает, что я…».
Упражнение «Фото в середине» (навыки принятия решений)
В центр круга ребят нужно положить их общую фотографию (например, с первого занятия) и объявить, что она достанется одному-единственному человеку, который может распорядиться ей как пожелает. После этого ничего больше не говорить. Группа должна самостоятельно принять решение, каким-то образом выйти из проблемной ситуации. Обсуждение.
6. Упражнение «Лодка» (сплоченность, принятие группового решения)
Ребятам предлагается покататься всем вместе на лодке (лист бумаги или кусок материала). При этом, они сами должны решить как на ней поместиться, кто будет рулевым, пассажиром, на веслах. Обсуждение.
7. Упражнение «Свеча» (рефлексия, самоанализ)
По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывает свое мнение о прошедших занятиях: Что понравилось, чего не хватало, чему научился и т.д.
По окончанию всей программы «Школы лидеров» рекомендуем провести чаепитие – как доброжелательное завершение совместной работы.