Разминочные упражнения для тренинга
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разминочные упражнения для тренинга

Упражнения разминки

Самопрезентация. Знакомство участников друг с другом. Развитие групповой сплоченности. Снятие эмоционального напряжения, зажатости. Формирование установки на взаимопонимание. Совершенствование коммуникативной культуры. Выработка навыков сплоченных действий.

  • Варианты представления участников группы Несколько вариантов начала тренингового занятия.
  • Процедура “Ассоциация со встречей” Рефлексия ситуации тренинга.
  • Процедура “Знакомство” Знакомство с группой.
  • Процедура “Имя” Знакомство участников друг с другом.
  • Процедура “Приветствие на сегодняшний день” Приветствие и легкая разминка.
  • Процедура “Приветствие” Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов. Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
  • Процедура “Снежный ком” Знакомство участников, разряжение обстановки.
  • Процедура “Социометрия” Позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу.
  • Процедура “Спасибо за приятное занятие” Эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия.
  • Процедура “Эмоциональная диагностика” Диагностика состояния членов группы.
  • Тренинговая процедура “Сочинение на заданную концовку” Процедура предназначена для раскрепощения тренинговой группы, пробуждения рефлексии, развития умения находить в повседневном некие общие закономерности. Задание состоит в том, что следует написать небольшое сочинение, конец которого уже известен (определяется ведущим с помощью жребия).
  • Упражнение “Аплодисменты по кругу” Эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия.
  • Упражнение “Баранья голова” Знакомство, стимулирование участников на быстрое запоминание друг друга.
  • Упражнение “Бумажные мячики (Снежки)” Разминка. Разрядка.
  • Упражнение “В детстве я хотел быть. “ Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
  • Упражнение “Вертушка первого впечатления” Помогает узнать участникам о том первом впечатлении, которое они производят на окружающих.
  • Упражнение “Веселый мусорщик” Разминка, разрядка, анализ манипуляций.
  • Упражнение “Взаимные презентации” Сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.
  • Упражнение “Всеобщее внимание” Раскрепощение участников, тренировка умения привлекать внимание.
  • Упражнение “Карлики и великаны” Разминка.
  • Упражнение “Меняющаяся комната” Настрой участников на переходное, трансовое состояние.
  • Упражнение “Молекулы” Раскрепощение участников.
  • Упражнение “Моя минута” Диагностика работоспособности группы.
  • Упражнение “Мы похожи?” Знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.
  • Упражнение “Найди пару” Развитие прогностических возможностей и интуиции. Формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
  • Упражнение “Передача движения по кругу” Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии.
  • Упражнение “Пересядьте те, кто. “ Помощь участникам ближе узнать друг друга.
  • Упражнение “Перетаскивание стульев” Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье.
  • Упражнение “Печатная машинка” Разминка, выработка навыков сплоченных действий.
  • Упражнение “Подарок” Совершенствование навыков невербального общения.
  • Упражнение “Последняя встреча” Совершенствование коммуникативной культуры.
  • Упражнение “Посылка” Раскрепощение.
  • Упражнение “Приветствие в парах” Приветствие. Рефлексия способов приветствия.
  • Упражнение “Приветствие” Разминка, приветствие участников друг друга.
  • Упражнение “Прогноз погоды” Рефлексия настроения.
  • Упражнение “Прорвись в круг” Стимуляция групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.
  • Упражнение “Ревущий мотор” Разминка. Разрядка.
  • Упражнение “Самый-самый мой плакат” Знакомство, создание доверительной атмосферы.
  • Упражнение “Сигнал” Разминка. Улучшение атмосферы в группе.
  • Упражнение “Твое лучшее качество” Взаимная рефлексия.
  • Упражнение “Фраза по кругу” Разрядка. Интонирование.
  • Упражнение “Что в нем нового?” Развитие наблюдательности.
  • Упражнение разминки “Бег слов” Упражнение позволит “расшевелить” уставших, расслабленных участников группового психологического тренинга.
  • Упражнение разминки “Внимательные слушатели” Если в процессе группового психологического тренинга участники начинают проявлять рассеянность, невнимательны к словам ведущего и других участников, можно провести упражнение на повышение концентрации внимания.
  • Упражнение разминки “Дышите глубже: вы взволнованы” Упражнение позволит размяться физически участникам тренинга, а также снять негативные эмоциональные переживания, если таковые имеются.
  • Упражнение разминки “Задержка дыхания” Небольшая физическая разминка в процессе группового психологического тренинга.
  • Упражнение разминки “Кувшин” Упражнение предназначено для физической разминки в процессе группового психологического тренинга, настроя на дальнейшую плодотворную работу.
  • Упражнение разминки “Медленные танцы” Упражнение предназначено для небольшой физической разминки участников тренинга. Рекомендуется включать в программы тренингов разного рода (и интеллектуальных, и коммуникативных, и личностного роста и других), если в них невелика физическая активность участников.
  • Упражнение разминки “Найди отличие” Упражнение разминки в процессе группового психологического тренинга, призванное снять напряжение участников, развить у них наблюдательность друг за другом.
  • Упражнение разминки “Новости информагентств” Упражнение разминки позволит участникам группового психологического тренинга немного пройтись по залу и проявить остроумие.
  • Упражнение разминки “Ответы невпопад” Если в процессе группового психологического тренинга участники слишком долго занимались рефлексией, обсуждением сложных вопросов, может понадобиться немного разрядить атмосферу, сбить с участников лишнюю серьёзность (особенно при переходе к новому предмету тренинга).
  • Упражнение разминки “Парафраз по кругу” Разминка участников группового тренинга. Полезно в том числе для того, чтобы разговорить “молчунов” и развить навыки слушания.
  • Упражнение разминки “Пересаживания” В процессе группового тренинга иногда возникают случаи, когда участники слишком засиделись на одном месте. Для того, чтобы их немного взбодрить, а также для небольшой разминки мозга предназначено это упражнение.
  • Упражнение разминки “Радужный самолётик” Упражнение предназначено для создания в группе доброй, благожелательной атмосферы в начале тренингового дня. Можно использовать во второй и последующие дни тренинга.
  • Упражнение разминки “Сложные слова” Упражнение разминки позволит участникам немного отвлечься от основной линии тренинга, проявить свою эрудированность, напрячь память.
  • Упражнение разминки “Спутники” Упражнение предназначено для физической разминки, раскрепощения участников тренинга. Может применяться как в начале тренингового дня, так и в его середине.
  • Упражнение разминки “Твои слова похожи на. “ Упражнение предназначено для снятия эмоционального напряжения в процессе группового психологического тренинга. Также – для освоения умения выражать свои чувства.
  • Упражнение разминки “Физический фейерверк” Если ведущий тренинга чувствует, что участников необходимо немного взбодрить интеллектуально (особенно после целого ряда упражнений, в которых работа происходила в основном в плане эмоционально-чувственной сферы), то можно прерваться и порешать физические задачи.
  • Упражнение разминки “Химия” Весьма забавное упражнение разминки, предназначенное для раскрепощения тренинговой группы во второй и последующие дни занятий.
  • Упражнение разминки “Экстрасенс” Упражнение пригодится для разминки в процессе группового тренинга, продолжающегося несколько дней (начиная с третьего, четвёртого дня). Оно позволяет настроить участников на дальнейшую работу, активизировать знания друг о друге, полученные в предыдущие дни, создать атмосферу доброжелательности и взаимной заинтересованности.
  • Упражнение разминки “Я хочу больше всех” Упражнение разминки для программы группового психологического тренинга.

    Другие новости по теме:

    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:
    Код для вставки в форум (BBCode):
    Прямая ссылка на эту публикацию:

    4.7. Игровые разминки и упражнения-энергизаторы

    4.7. Игровые разминки и упражнения-энергизаторы

    Игры и упражнения-энергизаторы (далее – энергизаторы) используются после перерывов, иногда в рамках знакомства в начале тренинга, а также в ситуациях, когда необходимо встряхнуть группу, добавить динамики и снять напряжение.

    Энергизаторы позволяют тренеру решить ряд задач, помогая:

    • быстрее и легче пройти начальные стадии формирования группы, когда происходит знакомство, установление контактов между участниками и ориентировка;

    • вовлечь участников в действие, повысить общую активность;

    • снять напряженность и усталость;

    • переключиться с одной темы или ситуации на другую;

    • создать «мостик» для перехода к проработке новой темы на тренинге;

    • создать атмосферу открытости и сотрудничества;

    • сформировать малые группы для последующей работы на тренинге.

    Есть очень много различных игр и игровых упражнений для группы, которые можно использовать в качестве энергизаторов. Выбирая из них те, которые вы включите в свой «багаж» бизнес-тренера, руководствуйтесь следующими основными критериями:

    • энергизатор должен нравиться, быть комфортным для самого тренера. Не стоит проводить игры, в эффективности которых вы сами не уверены;

    • игра-энергизатор должна быть динамичной, соответствовать своей основной функции – «разогреву» участников. Динамичность может быть задана через двигательную или умственную активность участников. Игры, основанные на соревновании, следует использовать осторожно, чтобы не навредить групповой динамике;

    • энергизатор должен быть интересен участникам и приносить им удовлетворение. Поэтому следует иметь в своем арсенале игры разного типа, чтобы была возможность подобрать подходящую для каждой группы;

    • энергизатор должен быть позитивным, не подразумевать возможности совершения участниками неуспешных действий или попадания в обидные, ущемляющие интересы ситуации;

    • энергизатор должен вовлекать всех участников. Следует полностью исключить игры, в которых возможно выбывание участников;

    • энергизатор должен быть коротким, обычно продолжительностью 3–5 минут и точно не более 10 минут;

    • игра-энергизатор должна быть доступной для всех участников. Встречаются группы, где некоторые участники имеют физические или эмоциональные ограничения (например, не любят игры, в которых необходимо находиться близко или прикасаться друг к другу). Арсенал тренера должен позволить выбрать энергизатор, не ущемляющий ни одного из участников;

    • энергизаторы должны быть легкими для объяснения, понимания и участия;

    • по возможности энергизаторы должны быть связанными с содержанием тренинга, чтобы использовать их для перехода к следующей теме.

    Проводя энергизатор, тренер сам должен быть энергичным и стараться, чтобы игра шла динамично.

    Тренер может столкнуться с ситуацией, когда группа или некоторые участники не хотят по тем или иным причинам участвовать в энергизаторах. В этом случае важно не навязывать необходимость игры. В зависимости от причин тренер может либо использовать другой тип энергизаторов, либо решать задачи формирования групповой динамики и энергизации участников другими инструментами. Например, изменить методы проведения тренинга так, чтобы после перерыва использовать не мини-лекцию и даже не обсуждение, а более активный метод, например ролевую игру.

    • «Самурай, принцесса и дракон». Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Тренер объясняет, что это две команды, игра идет до трех побед одной из команд или максимум пяти раундов (если много «ничьих»). Тренер рассказывает, что, как и любая японская игра, эта игра театрализована и в ней есть три фигуры («самурай», «принцесса», «дракон»), которые надо запомнить. Он показывает участникам, как изображаются фигуры, и просит повторить (для изображения фигур могут быть использованы различные позы и жесты). Он поясняет, что игра проходит в несколько раундов, перед каждым из них участники команд будут совещаться между собой и выбирать одну из фигур («самурай», «принцесса» или «дракон») для показа. Затем участники встанут в две шеренги и одновременно, по команде тренера, покажут ту фигуру, которую планировали. Если в одной из групп участники покажут разные фигуры – значит, команда проиграла в данном раунде, поскольку не смогла договориться. Иначе выигрывает та команда, которая показала более сильную фигуру. Все фигуры находятся в определенных отношениях друг к другу: «самурай» побеждает «дракона», «дракон» – «принцессу», а «принцесса» – «самурая».

    Читать еще:  Когда лучше делать упражнения

    • «Встаньте те, кто…». Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий без стула (то есть одного стула не хватает). Первый ведущий – тренер. Он говорит: «Встаньте те, кто…» и называет тот или иной признак. Например: «Встаньте те, кто в джинсах»; «Встаньте те, у кого хорошее настроение»; «Встаньте те, кто считает, что овладел техникой парафраза». Участники, которые считают, что названный признак к ним относится, встают со своих стульев и меняются местами. Ведущий стремится сесть на один из освободившихся стульев. В любом случае, поскольку стульев на один меньше, чем участников, кто-то остается «лишним». Он и будет следующим ведущим.

    • «Фруктовый салат». Упражнение, аналогичное предыдущему. Разница состоит в том, что участники изначально рассчитываются (делятся) на «яблоки», «бананы», «апельсины». Ведущий может назвать один из фруктов, например «яблоки» (тогда «яблоки» меняются местами), или сказать «фруктовый салат» – тогда все участники меняются местами. Как и в предыдущей игре, одного стула не хватает и тот, кто не успел сесть, становится следующим ведущим.

    • «Хвост дракона». Участники встают друг за другом, держа впереди стоящего за талию. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», первая половина участников помогает «голове», вторая – «хвосту». Цепочка не размыкается, в процессе игры все участники продолжают держать впереди стоящего за талию.

    • «Люди-домики». Все участники разбиваются на тройки. Каждая тройка образует определенную фигуру: двое стоят друг напротив друга и держатся за руки, третий стоит между их сцепленных рук. Держащиеся за руки – «домики», стоящие в «домиках» – «люди». Ведущий (он меняется или весь энергизатор ведет тренер) может сказать одно из трех слов: «люди» – тогда «люди» меняются местами; «домики» – тогда «домики», не размыкая рук, должны «поймать» другого человека, «люди» при этом остаются на своих местах; «землетрясение» – тогда все тройки участников рассыпаются и собираются в новые тройки.

    • «Броуновское движение». Участники представляются атомами, хаотично перемещаются в определенном пространстве, а затем по команде тренера образуют молекулы-группы из стольких атомов-человек, сколько назвал тренер. Энергизатор позволяет разделить участников на малые группы для дальнейшего тренинга.

    • «Дотронься до…». Ведущий называет признак (например, «дотронься до белого… золотого… приятного…»). Все участники должны быстро найти и дотронуться до того, что обладает данным признаком. Правила – дотрагиваться надо только на людях, а не на себе. Последний, кто дотронулся, становится ведущим.

    • «Плечом к плечу». Ведущий (начинает тренер, затем ведущий может меняться) называет часть тела (например, «ладонь к ладони», «плечо к плечу», «ухо к уху»). Участники должны найти пару и в паре соприкоснуться соответствующими частями тела.

    • «Ловим палец». Участники встают в круг, ставят палец правой руки на ладонь левой руки соседа справа. Таким образом, палец правой руки каждого участника стоит на ладони соседа справа, а палец соседа слева – на его ладони. По команде ведущего «раз-два-три» надо одновременно поймать чужой палец и не дать поймать свой.

    • «Разминка». Участники встают в круг. Тренер просит каждого загадать кого-нибудь из группы. Затем он дает команду всем участникам одновременно обежать три раза вокруг того, кого они загадали.

    • «Электрическая цепь». Участники образуют две команды и встают в шеренгу друг напротив друга («стенка на стенку»). Все члены каждой из команд держатся за руки, образуя «электрическую цепь». На равном расстоянии от крайних участников ставится маркер или другой предмет, который легко схватить рукой. Все участники, кроме первых в цепочке и крайних, закрывают глаза. Крайние в цепочке смотрят друг другу в глаза. В это время тренер-ведущий подбрасывает монету, ловит ее и показывает одновременно первым участникам. Их задача: если выпадает «орел» – запустить сигнал по цепи своей команды, пожав руку соседу; если «решка» – ничего не делать. Задача остальных участников – получив сигнал, максимально быстро передать его дальше по цепочке, пожав руку своему соседу. Если сигнал доходит до крайних игроков в каждой из команд, они должны схватить маркер. Выигрывает команда, которая первая схватит маркер. В случае запуска ложного сигнала (когда выпала «решка») команда, допустившая это, проигрывает. Игра включает несколько раундов.

    • «Льдинка». Тренер расстилает на полу лист флипчарта и просит участников группы встать на него так, чтобы все уместились. Затем он раунд за раундом постепенно складывает лист, уменьшая площадь, на которой должна уместиться вся тренинговая группа.

    • «Сколько ног?» Тренер последовательно дает группе задания придумать и продемонстрировать такую комбинацию, чтобы на полу осталось все меньше ног участников. Обычно первое задание тренера начинается с количества ног n/2, где n – число участников в тренинговой группе. Далее убавляется по несколько ног до тех пор, пока группа увлеченно играет. Существуют варианты, когда на группу в 15–20 человек на полу остается всего две ноги.

    • «Распутай клубок». Участники группы встают в круг, все вытягивают обе руки вперед, закрывают глаза, идут к центру круга. Сближаясь друг с другом, каждый находит чью-то руку. После того как все участники «переплелись», схватив чьи-то руки, они открывают глаза и должны не размыкая рук распутаться.

    • «Хвост ослика Иа». Участники в парах (тройках) держатся, обнимая друг друга за талию, у одного из них прикреплен «хвостик» из бумаги или веревки. Задача каждой из мини-команд – сорвать «хвостик» другой команды. Если он сорван, команда прикрепляет себе новый и продолжает игру. Побеждает команда, собравшая больше всего «хвостиков».

    В качестве энергизаторов могут выступать логические и интеллектуальные задачи, а также упражнения на координацию.

    • Участники встают в круг или сидят в кругу. Все по очереди последовательно называют числа начиная с единицы. Участник, на чью очередь приходится задача назвать число, содержащее цифру или число, делящееся на три, должен молча хлопнуть в ладоши. Если кто-то ошибся – счет начинается сначала.

    • Задача – соединить все точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая руки:

    • Задача «Узники». Четырех узников закопали по шею в землю (см. рисунок ниже). У каждого из них на голове колпак, причем у двух черного цвета, у двух других – белого. И узники знают об этом. Каждый из них не может смотреть по сторонам: первый и второй видят только стену, третий – второго, четвертый – третьего и второго. Узникам поставили условие: каждый из них может назвать цвет своего колпака. Если он угадает – всех отпустят, если нет – всем отрубят голову. Какой узник смог уверенно назвать цвет своего колпака и спасти остальных?[14]

    • Упражнение на координацию «Грека». Участники встают в круг, и тренер просит их произнести вслух хором известную скороговорку: «Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап». Далее тренер просит еще раз повторить скороговорку, но слово «грека» заменяется определенным движением или жестом. В следующий раз участники повторяют скороговорку, и уже два слова заменяются разными движениями – «грека» и «рука». В третий раз движениями заменяются три слова – «грека», «река», «рука». Тренер участвует в упражнении, демонстрируя движения и помогая группе.

    Примеры упражнений-энергизаторов, которые могут быть связаны с содержанием тренинга.

    • «Армрестлинг» – энергизатор для тренинга по разрешению конфликтов. Участники делятся на пары, участники в паре встают боком друг к другу и берут одной рукой руку другого. Инструкция звучит следующим образом: «Задача каждого участника – выиграть, набрав как можно больше очков. Очки олицетворяют нечто очень важное для каждого, поэтому чем их больше, тем лучше». Сама игра длится 10 секунд. В течение этого времени, если одному из игроков удается притянуть руку другого к себе, он получает одно очко. После игры тренер может обсуждать стратегию поведения в конфликте: почему одни выбрали борьбу, другие уступили, а третьи договорились и, реализуя стратегию сотрудничества, стали быстро перемещать руки друг к другу, набирая очки.

    • «Паровозы» – энергизатор для тренинга по менеджменту. Участники по трое встают «паровозиком», держа впереди стоящего за талию. Все закрывают глаза, кроме последних в шеренге. Далее «паровозики», следуя командам тренера, начинают перемещаться по помещению. Команды в каждом из «паровозиков» отдаются последним, «зрячим» участником посредством сигнализации среднему руками на талии, который также руками на талии первого участника передает ему сигналы, куда двигаться. Через некоторое время участники меняются местами. Желательно, чтобы каждый побыл в трех ролях – «зрячего», первого и среднего. Участники могут рассказать, в какой роли им было легче и почему, обсудить, как себя чувствуют сотрудники, находящиеся «на передовой», не до конца понимающие задачи и уверенные в правильности распоряжений вышестоящего руководства, подчеркнуть важность доверия к руководству.

    • «Прыжки» – энергизатор на командное взаимодействие и учет интересов других членов команды. Участники встают в две шеренги, тренер разворачивает некоторых людей в каждой из групп в разные стороны. По хлопку тренера каждый из участников обязательно делает поворот на 90 градусов влево или вправо либо поворот на 180 градусов, на месте оставаться нельзя. Задача обеим шеренгам – встать лицом друг к другу. Выигрывает та из команд, которая первая выстроится в шеренгу лицом к другой. Игровая интрига состоит в том, что тренер разворачивает только часть участников, остальные на момент начала игры остаются стоять в шеренге «как надо», лицом к другой команде. Если участники думают только о себе, воспринимая задачу индивидуально, то они стараются сразу повернуться лицом внутрь шеренги, как требуется, а другие вынуждены отворачиваться. Игра продолжается до тех пор, пока участники не осознают необходимость думать не только о том, как каждый из них может выполнить задачу, но и о том, как всем вместе ее решить.

    Читать еще:  Топ упражнений на пресс

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Копилка для тренера. Сборник разминок (стр. 1 )

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5

    СБОРНИК РАЗМИНОК, НЕОБХОДИМЫХ В ЛЮБОМ ТРЕНИНГЕ

    493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. — СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

    Упражнения, представленные на страницах этой книги, служат для снятия напря­жения, создания теплой дружественной атмосферы. Также они являются неотъемле­мой частью тренинга любой тематики. Готовые «рецепты» упражнений позволяют ожи­вить тренинг в любой момент.

    Книга предназначена для тренеров любого уровня подготовки, а также для всех, чья работа связана с активным обучением персонала.

    © А. Чуричков, В. Снегирёв, 2006
    © , иллюстрации, 2006
    © Издательство «Речь», 2006
    ISBN -8 © , обложка, 2006

    1. Здравствуй, уважаемый. 10

    3. Перекличка. 14

    4. Передай предмет. 16

    6. Делай раз. . 20

    7. Дальнее плаванье. 22

    8. Все как один. 24

    10. Построение. 28

    12. До десяти. 34

    14. Сделай другу подарок. 38

    15. Поменяйтесь. 40

    16. Землетрясение. 42

    17. Тыр-тыр, пулемет. 44

    18. Угадай мелодию. 46

    20. Однажды в автобусе. 50

    22. Гражданская оборона

    23. Четыре стихии

    24. Рыбы, звери, птицы

    26. Персей и медуза Горгона

    27. Спящий пират

    31. Карибский кризис

    32. Охота на тигра

    34. Однажды в Америке

    37. Собери квадрат

    38. Паутина и паук

    43. Роза? Гвоздика?

    45. Виртуальная прогулка

    50. Нравится – не нравится.

    53. Гонки паровозиков.

    55. Королевская битва.

    59. Красавица и чудовище.

    62. Кошка, собака.

    63. Передай движение.

    65. Охота на лис.

    67. Веселые шарики.

    68. Последний стул.

    69. Невидимый предмет.

    70. Лиса и зайцы.

    71. Ловись, рыбка.

    74. Пожелание себе.

    77. Порадуй соседей.

    78. Я тебя люблю.

    79. Ты меня уважаешь.

    80. Передай дальше.

    82. Аплодисменты, аплодисменты.

    83. В тылу врага.

    85. Что нас объединяет.

    86. Уникальная походка.

    Посвящается Марку Кукушкину, тренеру тренеров

    Нужны ли в процессе проведения тренинга разминки? Ответ на этот вопрос может быть только однозначным: не просто нужны, а со­вершенно необходимы.

    Что такое разминка в тренинге? Это многофункциональное пси­хогимнастическое упражнение, каждая функция которого способ­ствует успешному проведению тренинга.

    Разминка позволяет участникам быстрее и легче переключаться с одной темы на другую, снимает излишнее напряжение, поднимает настроение, способствует групповой динамике, поддерживает рабо­чий настрой, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя сво­боднее и, как следствие, способствует более продуктивному усвое­нию учебного материала. Но, самое главное, разминка — это одна из тех изюминок, которые могут сделать тренинг увлекательным, ди­намичным и веселым занятием.

    Каждый тренер должен иметь запас определенных приемов, по­могающих ведению тренинга. В их числе находятся и разминки. Получая информацию из разных источников, будь то периодичес­кая литература или специальные научные издания, тренер собирает наиболее понравившиеся приемы в свою копилку и использует в работе.

    Начинающему тренеру приходится прилагать значительные уси-

    лия для поиска новых приемов, перебирать горы литературы. Быва­ет, для облегчения задачи новичок сознательно ограничивает свой арсенал. Из тренинга в тренинг он использует одни и те же размин­ки, не утруждая себя дальнейшим поиском новых элементов.

    Разминки, которые сегодня можно найти в специальной литера­туре и в Интернете, это, как правило, переводы зарубежных авто­ров, малоадаптированные к особенностям российской аудитории. К тому же в этих переводах содержится много сопутствующей ин­формации, которая, безусловно, полезна, но сильно затрудняет по­иск необходимого.

    Авторы «Копилки для тренера» сами прошли через подобные трудности, поэтому решили подарить своим коллегам копилку раз­минок, готовую к применению, мобильную и легкую.

    Книга, предложенная вашему вниманию, предназначена прежде всего для начинающих тренеров. Но она не будет лишней и в арсе­нале тренера опытного, с большим стажем работы.

    В «Копилке для тренера» даны готовые рецепты разминок, не тре­бующие дополнительных материалов. Вам достаточно раскрыть кни­гу на любой странице, и ваш тренинг преобразится, приобретет но­вую изюминку. Компактный размер книги позволяет носить ее с со­бой всюду, что избавит вас от досадных неловких пауз, поможет сохранить и укрепить ваш имидж опытного, уверенного и энергич­ного тренера, неистощимого на выдумки и юмор.

    1. Здравствуй, уважаемый

    Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участ­ников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.

    Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.

    Упражнение выполняется по кругу.

    Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.

    Упражнение помогает сконцентрировать внимание, полу­чить положительные эмоции, сближает участников тренинга.

    Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг.

    Далее тренер произносит:

    и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправ­ляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же — еще одну, правой рукой против часовой стрелки.

    Отличное упражнение для тренинга по командообразова­нию. Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает спло­ченность участников тренинга.

    Участники садятся или встают в круг.

    Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотре­ли друг друга; б) называть по порядку числа, стара­ясь добраться до самого большого без ошибок.

    4. Передай предмет

    Эта веселая разминка помогает участникам реализовать твор­ческие наклонности, поднимает настроение, повышает груп­повую динамику.

    Упражнение можно выполнять как по кругу, так и построившись в шеренгу.

    Тренер берет какой-либо предмет (маркер, мячик, скомканный лист бумаги) и отдает его ближайшему участнику.

    Самого оригинального можно наградить аплодис­ментами.

    Это упражнение позволяет выявить людей, наиболее актив­ных и позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тре­нера.

    Участники сидят на стульях.

    Тренер показывает различные комбинации паль­цев: пять, семь, девять и т. д.

    Также это упражнение можно применять на тре­нингах командообразования.

    Благодаря этому упражнению можно узнать, насколько чле­ны коллектива понимают друг друга, кто пользуется авторите­том.

    Тренер просит участников стать за свои стулья и дает команду:

    Как правило, первый из участников, скомандовав­ший: «Делай два» («три-четыре» или «опустили»), яв­ляется лидером-организатором. Если стулья опуска­ются хаотично и неорганизованно, без команды, тре­нер должен снова скомандовать: «Делай раз!»

    7. Дальнее плаванье

    Очень простая разминка, которая активизирует творческое мышление.

    Для проведения разминки требуется мячик.

    Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять. Тренер тоже находится в круге, он начинает разминку.

    Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.

    Разминка направлена на сплочение группы, на развитие вни­мания, интуиции.

    Тренер выполняет роль ведущего.

    Выполняется разминка до тех пор, пока все учас­тники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.

    Разминка направлена на взаимодействие с партнером, раз­вивает концентрацию внимания.

    Для проведения разминки потребуется достаточ­ное количество маркеров.

    Тренер делит участников на пары и выстраивает в ряд У стены. Перед каждой парой на пол кладет мар­кер.

    Можно пустить пары наперегонки или по очере­ди. При любом подходе тренер берет на себя роль арбитра.

    Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников.

    Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.

    Далее тренер может импровизировать: предложить участникам построиться по цвету глаз, по дате рож­дения, по месту жительства, с запада на восток и т. п.

    Разминка направлена на развитие внимания, чувства рит­ма, дает мотивацию на командный стиль в работе.

    Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль веду­щего. Для начала тренер предлагает группе рассчи­таться по порядку.

    Тренер задает темп разминки, постепенно уско­ряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока уча­стники не станут передавать «сигнал» без ошибок.

    Разминка направлена на развитие скорости реак­ции и концентрации внимания.

    Ведущий начинает поворачиваться вокруг своей оси и считать вслух от одного до десяти. Затем он ос­танавливается, показывает на одного из участников и называет любое число от одного до десяти.

    Тренер с самого начала должен задать достаточно быстрый темп и поддерживать его, стимулируя уча­стников. В противном случае интерес к разминке может быстро угаснуть.

    Динамичная, азартная разминка. Тренирует ловкость и вни­мание. Подойдет как дополнение к широкому спектру тем тре­нингов.

    Для проведения требуются 3—5 мячиков (можно использовать смятые в комок листы бумаги).

    Тренер поочередно вбрасывает в круг мячики, участники перебрасывают их друг другу. После того как мячики начали падать, следует новая инструкция.

    Далее следует второй этап разминки (до момента, когда мячики будут перебрасываться без падений).

    Третий этап разминки, как правило, проходит без проблем, так как к этому моменту участники уже за­помнили, кому они перебрасывают и от кого полу­чают мячики.

    14. Сделай другу подарок

    Это упражнение помогает закрепить позитивные эмоции, а также помогает участникам тренинга подружиться.

    Убедитесь, что все участники определились с по­дарками.

    Тренер должен сам задать «формат» ответной ре­акции: либо это эмоциональный возглас, либо ка­кое-то физическое движение.

    Это упражнение отлично повышает групповую динамику, снимает усталость, усиливает концентрацию внимания.

    Участники садятся в круг. Тренер (ведущий) уби­рает свой стул.

    Он называет предмет (или действия), который есть у некоторых, например: черные туфли, кольцо на руке.

    Разминочные упражнения для тренинга

    У каждого тренера в арсенале должен быть целый набор простых и эффективных разминок для знакомства, активизации внимания и повышения активности участников. Разминки для тренинга придают динамичность процессу и делают обучение по настоящему увлекательным.

    Разминки для тренинга на знакомство

    Данные упражнения ускоряют процесс формирования доверия участников друг к другу, создают дружественную атмосферу общения и способствуют активизации участников.

    1. «Расскажи обо мне». Разделите участников на пары. В течение 5 минут они должны обсудить следующие вопросы:
    • Что я ожидаю от тренинга?
    • Моя самая сильная сторона – это…
    • Лучше всего я делаю (у меня получается)…
    • Что я бы хотел в себе улучшить?
    • Что объединяет меня с партнером по разминке?
    Читать еще:  Упражнения для выравнивания спины

    После обсуждения каждый участник рассказывает о своем партнере то, что ему удалось узнать из беседы. Уточняем у того, о ком рассказывали точность информации, все ли было верно передано.

    1. «Моя мама говорит, что я»

    Суть разминки проста: каждый участник рассказывает о себе от лица другого человека. Эт может быть любой родственник, знакомый, коллега, руководитель и т.д.

    1. «Никто не знает, что я»

    Участники продолжают две фраза «многие знают, что я …» и «никто не знает, что я». Данная разминка позволяет узнать с другой стороны уже знакомых коллег и позволяет раскрыться участникам более полно.

    Разминки для тренинга на внимание

    Такие разминки часто называют «разминки после обеда». Цель данных упражнений – повысить концентрацию внимания участников, вернуть их в собранное рабочее состояние.

    Участники по кругу считают вслух, начиная с одного. Те, кому попадаются числа, содержащие 3 (3,23,30 и др.), а также кратные трем (6,9,12 и др.) должен молча хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибается, выбывает из круга. Игра продожается до тех пор, пока участники не дойдут до 33, или пока не останется победитель.

    Разделите участников на 2-3 команды ( в зависимости от размера группы). В течение 30 секунд каждой команде необходимо найти и запомнить как можно больше предметов в комнате на букву «С». По истечении 30 секунд от каждая команда по очереди озвучивает свой предмет. Побеждает та команда, которая запомнила больше предметов.

    Варианты разминки «Красный предмет», «Светлый предмет»

    Участники встают в круг. Первый участник кидает мяч любому другому и называет число от 1 до 20. Тот, кто поймал мяч должен тут же назвать число на 1 больше. Затем он кидает мяч и произносит свое число от 1 до 20. Суть в том, что участнику запрещено в качестве «своего числа» выбирать то, которое на 1 больше того, которое он назвал, поймав мяч. Пример «5 – кидает мяч. 6 – ловит мяч второй. 11 – кидает мяч третьему. Третий ловит и называет 12».

    Сначала участникам тяжело на автомате не называть число на 1 больше предыдущего. Упражнение позволяет формировать навыки сохранения сосредоточенности при интенсивной деятельности.

    Разминки — ледоколы

    Данные разминки схожи с разминками на знакомство, однако они применяют в течение всего тренинга для того, чтобы поднять активность участников и активизировать их для совместной работы.

    Тренер пускает по кругу салфетки и просит взять «сколько нужно» каждому. После он просит каждого участника рассказать о себе столько фактов, сколько салфеток у него в руках. Факты должны иметь непосредственное отношение к теме тренинга (например: мои способы выполнить план продаж)

    Тренер просит рассчитаться на «яблоко», «апельсин» и «персик». Далее, когда он называет слово «яблоки» — все «яблоки» встают и меняются местами, тоже самое «апельсинами» и «персиками». Когда тренер говорит «фруктовый салат», все встают и меняются местами. После этого участники остаются сидеть на новых местах.

    Участники делятся на пары и составляют список из 5 общих качеств (черты характера, факты из жизни, опыт работы). После каждый ищет себе новую пару. Тот, кто быстрее всего найдет общие черты с 5 участниками получает приз.

    Вы можете выбрать те разминки для тренинга, которые лучше всего подойдут вашим тренингам и проводимым темам. В любом случае, не стоит игнорировать проведение разминок, так как они отвечают за динамику работу, вовлеченность и внимание участников.

    Интересные разминки для начала тренинга

    Сегодня я представляю вашему вниманию несколько разминок, которые помогут весело и интересно начать тренинг. Некоторые представленные разминки подойдут на роль энерджайзеров.

    Сделай тренинг ярким

    В книге собрано более 100 игр и упражнений, рассортированных по тематикам.

    Данная статья продолжает цикл статей про разминки для тренингов. Рекомендую полностью ознакомиться с данным циклом – тогда Вы найдете игры, которых ранее могли не встречать.

    Цветная импровизация

    Тип: энерджайзер

    Это упражнение-энерджайзер для тренинга замечательно “размораживает” группу, развивает творческое мышление, даёт простор фантазии, “провоцирует” улыбки и просто хорошее расположение духа.

    Проводить её можно в кругу, переходя от участника к участнику по часовой стрелке, а можно дать волю спонтанности и творческому хаосу: пусть тот, у кого созрела идея, представит её вне зависимости от очередности!

    Задание: “сыграть” любой заранее выбранный тренером цвет (например “оранжевый”) любым способом, в любом жанре, не повторяя идеи товарищей по группе!

    Попробовав провести в группе эту игру, вы будете приятно поражены многообразием идей. Я видел, как цвет танцевали, пели его, свистели, показывали через гримасу, через парное общение, через “живую скульптуру”, с помощью пантомимы.

    АЛЕКСЕЙ, АПЕЛЬСИН, АМСТЕРДАМ

    Тип: игра-знакомство

    Незамысловатая и весёлая игра-знакомство для тренинга, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.

    Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

    – первое слово – его имя,

    – второе – блюдо (желательно – которое он любит!),

    – заключительное слово – название города.

    Закавыка в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

    Вы бизнес-тренер? И ищите способы сделать свой тренинг более живым и интересным? Обратите свое внимание на мою книгу “Сделай тренинг ярким”, она содержит более 100 игр и разминок.

    АРТЁМ-АРТИСТИЧНЫЙ

    Тип: игра-знакомство

    Ещё одна игра на тренинг для знакомства, предоставляющая игрокам возможность сделать комплимент себе, любимому. Задание не сложно – называя своё имя (по кругу), каждый присоединяет к нему эпитет – прилагательное, начинающееся с буквы имени.

    Попробуем?! Артём – артистичный, Гена – героический, Михаил – мужественный, Ирина – интеллигентная, Татьяна – творческая, Лена – любящая, Павел – последовательный, Юля – . Света.

    После этого упражнения очень кстати может быть разговор о том, как мы себя воспринимаем? От чего зависит наша самооценка? Легко ли нам делать комплименты другим и себе?

    Везде-ходы

    Тип: энерджайзер

    У этого упражнения – театральная природа . Оно помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно “запускает” спонтанность и творческое мышление.

    Группа ходит по комнате в довольно быстром темпе. Важно быть сосредоточенным на голосе ведущего-тренера, который время от времени даёт задание, меняющее смысл ходьбы и переносящий участников тренинга в самые неожиданные места. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует её и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, БЕЗ РАЗГОВОРОВ И ОБСУЖДЕНИЯ!

    – Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А всё потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно. Сумерки сгущаются.

    Снежное поле, пронизывающий зимний ветер. И пули свистят над головой. Ещё и ещё! Где бы укрыться?! В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой. Но очень холодной, градусов 8-10 от силы.

    Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет к лицу, цепляется в волосах. Ею наполнено пространство. Нет, показалось! Идём через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один, внюхаемся. Вдохнем чудо- аромат упругой кожи, возьмём в рот освежающую дольку! Скулы свело от кислоты – ну и лимон. Вперёд через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!

    Берег моря, закат, идём по кромке воды.

    Красная шапочка без .

    Тип: энерджайзер, так же подойдет к тренингу по ораторскому мастерству

    Хорошая игра для тренингов, где важно иметь креативное мышление. Так же может использоваться просто как энерджайзер.

    “Кто может пересказать сюжет классической сказки “Красная Шапочка”. На первый взгляд, странный вопрос: сказка, знакомая с детства, читанная-перечитанная.

    Но пикантность задачи состоит в том, что рассказать душераздирающий триллер со счастливым концом нужно так, чтобы ни разу не произнести в ходе пересказа букву “Л”!

    Группа садится в круг, ведущий определяет задачу. Первый игрок начинает рассказ и ведёт его до той минуты, когда звучит предательтская “запрещенная буква”. Следующий по очереди начинает сказку сначала. И так далее.

    Кто-то может поинтересоваться, а чем же, к примеру, заменить слово Волк?! В творчески думающей группе ответом на такой естественный интерес станет целый список эвфемизмов – “слов заменителей” (в которых, вы помните?! нет буквы “Л”. ): “огромная собака”, “дикое чудище”, “серый хищник”.

    Так же советую почитать:

    Упражнения для тренингов – командообразование

    В данной статье я привожу несколько упражнений для тренинга по командообразованию.

    Разминки в тренингах

    Сегодня я хотел бы поговорить о разминках в рамках тренинга – для чего они нужны, как их проводить, а так же примеры нескольких разминок.

    Готовый тренинг по продажам, часть 3

    Продолжаем разбирать процесс создания готового тренинга по продажам для торговых представителей.

    Как оживить тренинг или разминки №2

    Сегодня продолжим тему разминок на тренингах. Я бы хотел в этот раз поделиться разминками, повышающими групповую динамику.

    Другие разделы блога:

    Игры и упражнения для тренингов

    В данном разделе собраны лучшие игры и упражнения для тренингов, в том числе для тренингов по командообразованию, тренингов по продажам и прочие.

    Как создать собственный тренинг и обучать людей

    В данном разделе описаны технологии обучения взрослых людей, описаны методики создания собственных тренинговых программ и другие статьи, которые будут полезны тренерам – как начинающим карьеру, так и профессионалам.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector