Классификация физических упражнений таблица
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация физических упражнений таблица

Классификация физических упражнений

– это разделение их на группы (классы) в соответствии с определённым признаком.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. В связи с тем, что теория и практика физ­культурного образования непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными.

Каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Стало быть, не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.

Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации.

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направ­ленности их использования: общеразвивающие, профессионально-прикладные, лечебные, спортивные, восстановительные, рекреационные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой д. дей­ствия, которые являются предметом спортивной специализации и выпол­няются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представ­ляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей.

Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде всего средствами общей подготовки спортсмена.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. Выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и КС, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению оп­ределенных ДУиН: акро­батические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метатель­ные и другие.

4. Классификация упражнений по биомеханической структуре движений: циклические, ациклические и смешан­ные.

5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп: упражне­ния для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлети­ческой гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др. 6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц: динамические упражнения, если в процессе выполне­ния какого-либо действия мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удли­няются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе ме­ханизмов энергообеспечения мышечной деятельности:упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные, т.е. упражнения смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существу­ют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах ФК могут происходить по-разному: упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

9. Классификация упражнений по признаку исторически сложившихся систем ФВ: гимнастика, игры, спорт (состязание), туризм.

Помимо указанных классификаций существуют и иные классифика­ции упражнений: по воздействию на различные системы и функции орга­низма, по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партне­ра, с партнером).

Не потеряла своей педагогической ценности классификация физичес­ких упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом «от простого к сложному», т.е. по признаку сложности физического упражнения. Разделы и основные груп­пы его классификации упражнений следующие:

I раздел — простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, с места, упражнения в мета­нии);

II раздел — сложные упражнения или упражнения с увеличивающим­ся напряжением (упражнения с отягощением, осложненные, продолжи­тельные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряже­ния, упражнения в лазаньи, упражнения в прыганий, упражнения в борьбе);

III раздел — упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование и др.).

Тема «Методы физического воспитания»

Метод– это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действия педагога, целенаправленное применение которое позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающего им двигательных действий, направленное развитие физ. качеств и формирование свойств личности.

Методы ФВ – это способы применения ФУ.

Методический прием – это способ реализации того или иного метода конкретной педагогической ситуации.

-(в узком смысле) это совокупность различных методов, обеспечивающее овладение отдельными умениями.

-(в широком смысле) это совокупность не только методов и приемов, но и форм организации занятий.

Методический подход– это совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор который обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и обучения, воспитания и развития.

Методическое направление – это один из путей в методике обучения двигательных действий или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

Соотношение между данными категориями

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

совершенствовать быстроту двигательной реакции

интегральный аналитический
стимуляция двигательной активности в условиях повышенной эмоциональности избирательное воздействие на моторный компонент реакции в облегчённых условиях выполнения действия
срочной информации игровой соревновательный сенсомоторный повторный
После каждого старта – сообщение участнику времени реакции Эстафеты и игры, включающие реагирование на внезапно появляющиеся сигналы Индивидуальные и групповые старты на лучший результат Выполнение заданий на точность восприятия времени Многократное выполнение старта с использованием тяговых устройств

Общие признаки методов ФВ:

1). Любой метод предполагает осознанную цель без чего не возможна целенаправленная деятельность субъекта. Способ- это технологическая сторона методов.

2). Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность, которая определяется субъектом деятельности.

3). Метод имеет свое предметное содержание, он включает в себя инструмент (средство), необходимых человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальными, практическими и общественными.

4). Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода, человеку надо что-то знать об этом объекте. Объектом и субъектом воздействий при занятии ФУ, является личность учеников или различные сферы личности учеников.

5). В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности, так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих закономерностей выступает, как конструктивный принцип построения определенных технологических приемов и способов действий.

6). Применение методов должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели.

Виды упражнений

Существуют различные варианты физиологической классификации физических упражнений. Сегодня мы вам расскажем, какие бывают виды упражнений и для чего они нужны.

Опубликовано:

Автор:

В зависимости от объема вовлеченной активной мышечной массы все физические упражнения распределяют на:

  1. Локальные – упражнения, в выполнении которых участвует до 1/3 всей мышечной массы (стрельба, некоторые гимнастические упражнения).
  2. Региональные – упражнения, в выполнении которых участвует от 1/3 до 1/2 всей мышечной массы (гимнастические упражнения, выполняемые только мышцами рук и пояса верхних конечностей, мышцами туловища).
  3. Глобальные – упражнения, в выполнении которых участвует более 1/2 всей мышечной массы (бег, гребля, езда на велосипеде).

Классификация по типу сокращения основных мышц

  1. Статические – выполняются без перемещения тела или частей тела в пространстве, характеризуются изометрическим типом мышечного сокращения. При таких тренировках нет движений тела и конечностями, но присутствует напряжение в мышах. Примерами классических статических упражнений считаются: удержание штанги, планка, многие асаны в йоге. ). Статические упражнения необходимо практиковать с большой осторожностью, так как существует риск повышения артериального давления, развития аритмии у людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
  2. Динамические – характеризуются изотоническим типом мышечного сокращения. В отличие от статических, динамические упражнения подразумевают все виды фитнес-нагрузок, связанных непосредственно с движением тела и его отдельных частей, перемещением в пространстве. Именно динамические упражнения позволяют развивать силу, нарастить мышцы и выносливость. Классикой спортивной динамики считаются: бег, различные виды прыжков, спортивная ходьба, выпады, отжимания, махи ногами и руками, плаванье, езда на велосипеде и т. д.
Читать еще:  Упражнения для качания жопы

Классификация по силе сокращения

  1. Силовые – это упражнения с предельным или околопредельным напряжением мышц в статическом или динамическом режимах при небольшой скорости движения.
  2. Скоростно-силовые (мощностные) – это динамические упражнения, во время выполнения которых ведущие мышцы проявляют одновременно относительно большую силу и скорость сокращения, то есть мощность (длительность от 3-5 с до 1-2 мин).
  3. Упражнения на выносливость – во время их выполнения ведущие мышцы развивают не очень большие по силе и скорости сокращения, но способны поддерживать или повторять их в течение длительного времени (от нескольких минут до многих часов).

Классификация по вкладу мышечной силы и двигательных качеств

В зависимости от вклада мышечной силы в выполнение упражнений и предельного проявления двигательных качеств они делятся на атлетические и технические:

  1. Атлетические – выполняются за счет внутренних мышечных сил. Для них характерны очень большие физические нагрузки, которые предъявляют высокие требования к ведущим физиологическим системам и требуют предельного проявления двигательных качеств (все виды легкой атлетики, плавание, гребля, спортивные игры и единоборства).
  2. Технические – выполняются в основном за счет внешних сил – тяги двигателя, силы гравитации, силы воздушного потока и др. (автоспорт, сани, парашютный спорт, авиа- и дельтапланеризм, конный спорт).

В соответствии с общей кинематической характеристикой, то есть по характеру протекания во времени, атлетические упражнения делятся на циклические и ациклические:

  1. Для циклических упражнений характерно многократное повторение стереотипных циклов движений при относительно постоянной структуре и мощности (бег и ходьба, конькобежный спорт, лыжные гонки, велосипедный спорт).
  2. Для ациклических упражнений характерны резкие изменения вида двигательной активности и мощности в течение их выполнения (спортивные игры, единоборства, метания, прыжки, упражнения на водных и горных лыжах, фигурное катание).

Все циклические упражнения делятся на аэробные и анаэробные:

  1. Аэробные – упражнения с относительно высоким числом повторений. Направлены на улучшение выносливости.
  2. Анаэробные – упражнения с относительно большим отягощением. Направлены на развитие мышечной массы, силы и скорости.

Классификация по цели и назначению

Группа Характеристика
Соревновательные упражнения Целостные двигательные действия (или их совокупность), которые являются средствами ведения соревновательной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами соревнований. Удельный вес этих упражнений в тренировочном процессе, как правило, невелик, за исключением спортивных игр и единоборств.
Специально-подготовительные Упражнения, включающие элементы соревновательных действий, их связи и вариации, подготовительные и двигательные действия, сходные с ними по форме или характеру проявляемых усилий. В зависимости от преимущественной направленности, они подразделяются на подводящие и разливающие. Так как форма и содержание упражнений, как правило, тесно взаимосвязаны, такое деление является достаточно условным.
Подводящие Упражнения, способствующие (облегчающие) освоению техники соревновательных упражнений, форма которых имеет с ними определенную схожесть (например, перекаты в группировке – подводящее упражнение к кувырку, махи ногами подводящее упражнение к ударам ногами, имитационные упражнения и др.).
Развивающие Упражнения, направленные на воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости (беговые упражнения, упражнения с отягощениями, увеличивающие подвижность суставов, подвижные и спортивные игры и др.).
Специально-развивающие Упражнения, которые по форме и содержанию приближены к соревновательным развивающим упражнениям, но создают дополнительные условия для стимулирования развития функциональной подготовки, присущей конкретному виду спорта.
Общеподготовительные Упражнения всестороннего функционального развития организма. Они могут соответствовать особенностям избранного вида спорта или находиться с ним в определённом противоречии (умеренный бег, передвижения на лыжах, плавание, силовые и гимнастические упражнения и др.). Общеподготовительные упражнения оказывают опосредованное влияние на спортивные результаты, их удельный вес достаточно высок, особенно на ранних этапах тренировки.

Виды упражнений в бодибилдинге

В бодибилдинге, как правило, упражнения подразделяют на базовые и изолирующие:

1. Базовые упражнения – это тип упражнений, которые включают в работу несколько мышц или групп мышц, может задействоваться сразу несколько суставов. Как правило, это тяжелые упражнения, которые выполняются со свободным весом. Базовые упражнения считаются самыми эффективными для роста мышц и увеличения силовых показателей.

Классические базовые упражнения:

  • Жим лежа
  • Становая тяга
  • Приседания со штангой

Примеры упражнений, которые также являются базовыми:

  • Подтягивания
  • Тяга штанги в наклоне
  • Армейский жим
  • Отжимания на брусьях
  • Выпады

2. Изолирующие – это такие упражнения, которые направлены на качественную проработку одной группы мышц или одной мышцы. При их выполнении участвует, как правило, только один сустав или два симметричных сустава. Явным примером служит упражнение разгибание ног в станке, направленное только на четырехглавую мышцу, тогда как приседания со штангой – базовое упражнение, которое включает в работу и четырехглавую, и ягодичные, и мышцы спины.

Изолирующие упражнения не являются лучшими для развития силы или увеличения мышечной массы, они применяются для формирования мышцы, проработки отстающих мышц. К примеру дельтовидная мышца состоит из трех пучков, если один из пучков отстает в развитии, то его можно задействовать в большей степени чем остальные с помощью изолирующих упражнений.

Классификация физических упражнений таблица

Классифицировать физические упражнения – значит логически представить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением их на группы согласно определённым признакам.

Как средства физического воспитания, физические упражнения классифицируются в соответствии с теми признаками, которые положены в их основу. Так, например, широко распространена классификация физических упражнений по признаку преимущественного воздействия их на развитие физических качеств (Л. П. Матвеев, 1991). Рассмотрим эту классификацию и несколько других классификаций физических упражнений более подробно.

1. Классификация физических упражнений по преимущественному воздействию их на физические качества человека.

По этой классификации физические упражнения подразделяются на четыре группы.

Первая группа – скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, легкоатлетические метания, стартовые ускорения и т. д.).

Вторая группа – циклические упражнения с субмаксимальной, большой и умеренной интенсивностью (средние, длинные и сверхдлинные дистанции). К этой группе относятся: легкоатлетический бег, спортивная ходьба, плавание, бег на лыжах, на коньках, гребля, велоезда и т. д.).

Третья группа – сложнокоординационные упражнения, требующие проявления, главным образом, координационных способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т. д.).

Четвёртая группа – виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий. Четвёртая группа подразделяется на две подгруппы:

Читать еще:  Упражнения в тренажерном зале для мышц спины

• Единоборства (все виды борьбы, бокс, фехтование).

В следующей классификации физические упражнения подразделены на группы по особенностям структуры движений.

2. Классификация физических упражнений по структуре движений.

Мышечная работа при выполнении физических упражнений может быть динамической и статической. В одних видах упражнений преобладает первая, в других вторая.

Динамическая работа может быть циклической, ациклической и смешанного характера.

К циклическому виду относятся упражнения, в которых движения одинаковые по структуре, стереотипно повторяются одно за другим. Например: ходьба, бег, велоезда, плавание, гребля и т. д. В ходьбе и беге повторяющимся циклом является двойной шаг.

К ациклическому виду относятся движения, состоящие из отдельных, не похожих друг на друга двигательных актов, выполняемых в определённой последовательности. Например: метания легкоатлетических снарядов, прыжок с места, финты в спортивных играх, комбинации упражнений в спортивной гимнастике и т. д.

В упражнениях со смешанным характером работы в одном упражнении сочетаются движения циклического и ациклического характера. Например: прыжки с разбега в длину и в высоту, бег с барьерами, ведение мяча в спортиграх и следующий за ними финт или другое ациклическое движение.

При статических усилиях работающие мышцы напряжены, а движение в данном суставе отсутствует. Например: поддержание позы, угол в висе на перекладине, гимнастический «мост» и др. Для предотвращения травм можно использовать тейпирование кинезио лентой .

3. Классификация физических упражнений по их относительной мощности. (упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности). Рассмотрим таблицу, в которой дается краткая характеристика вышеназванным зонам относительной мощности, по которым можно сгруппировать упражнения по интенсивности нагрузки.

Максимальная мощность. Субмаксимальная мощность. Большая мощность. Умеренная мощность. Время выполнения упражнений. От 3-х до 20 секунд. От 20 сек. до 3-х мин. От 3-х до 30 мин. Свыше 30 мин. На примере соревновательного бега. От 10-20 до 200 метров. От 200 м. до 1500 м. От 1,5 – до 10 км. Свыше 10 км. Частота сердечных сокращений (уд/мин.) Не информативна. Свыше 180. 160-180. 140-160. Отношение: О2 потребления к О2 запросу. 1: 10 1: 9; 1: 2 1: 1,8; 5: 6 9:10; 1:1 Кислородный долг (л/мин.) До 20 До 25 10-15 До 4 Концентрация молочной кислоты (миллимоль/литр). 5-8 20 и более. До 8-10 До 4 Зоны интенсивности. 5-я зона – анаэробно-алактатная. 4-я зона – анаэробно-гликолитическая. 3-я зона – смешанная аэробно-анаэробная. 2-я зона – аэробноразвивающая.

1-я зона – аэробно – восстановительная (фоновые нагрузки: разминка, заминка, восстановительные занятия.

Классификация физических упражнений

Классификация физических упражнений — это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер мо­гут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целе­направленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуаль­ным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

Следует иметь ввиду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. В связи с этим не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.

Рассмотрим основные из них.

1. Классификация физических упражнений по признаку исто­рически сложившихся систем физического воспитания (гимнасти­ка, игра, туризм, спорт). По этой классификации физические уп­ражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных дви­жений и действий, эффективность которых оценивается избира­тельностью воздействия на строение и функции организма, а так­же правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений; игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и т. п.), которые выполняются в разно­образных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой си­туацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия (выше прыгнуть, точнее бросить и т. п.); туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходь­бу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природ­ных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления рас­стояния и препятствий на местности; спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортив­ной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. К последней группе могут быть отнесены некоторые физические упражнения первых трех трупп, если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые уп­ражнения, спортивные туристические упражнения).

Условность данной классификации видна в различии призна­ков, характеризующих эти группы упражнений. Поэтому, напри­мер, бег, хотя и в различных вариантах, представлен во всех четырех группах. Подобная классификация существует лишь как самая общая ориентировка в характере физических упражнений.

2. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленно­сти их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстано­вительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою оче­редь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные дей­ствия, которые являются предметом спортивной специализации и выполня­ются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представля­ющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревнова­тельным действием как по форме, так и по характеру проявления усилий. Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средства­ми общей подготовки спортсмена.

3. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку вы­деляют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

4. Классификация упражнений по преимущественному проявлению опреде­ленных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатиче­ские, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

5. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае уп­ражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, пере­движение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метания дис­ка и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представ­ляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторять­ся, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых со­четаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

Читать еще:  Когда можно упражнения после родов когда начинать

6. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воз­действию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применя­ется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведе­ния занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др.

7. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполне­ния какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мыш­цы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновре­менно сочетающие оба режима работы мышц.

8. Классификация упражнений по различию участвующих в работе меха­низмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной ра­боты осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бес­кислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанно­го характера.

9. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяют­ся на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, ма­лой или умеренной интенсивности.

| следующая лекция ==>
Физическая нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений | Природные и гигиенические факторы как средство физической культуры

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 6144 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Таблица с описанием типов и классификацией физических упражнений

Классификация физических упражнений подразумевает составление логически выстроенной совокупности физических нагрузок, упорядоченной в соответствии с определенными признаками. Как же выглядит классификация физических упражнений, рассмотрим подробно далее.

Виды, отраженные в таблице

Существует несколько классификаций. Физиологическая классификация физических упражнений выделяет группы, которые объединены похожими функциональными свойствами, направленностью.

По системам воспитания, которые различаются целями, методикой проведения, выделяют такие типы физических упражнений:

Подскоки и прыжки

Плавание, бег, ходьба и т. д.

Роль гимнастики

Гимнастику применяют для оттачивания координации, восстановления и развития силовых способностей, скорости, ловкости. Соответственно, гимнастические упражнения делят по группам, включающим мышцы, на которые производится нагрузка: мышцы рук, ног и т. д. Данную классификацию (по анатомическому признаку) кладут в основу при составлении комплексов занятий. Упражнения рассматривают и в зависимости от активности человека. При самостоятельном выполнении речь идет об активных, при комплексном выполнении вместе с инструктором – об активно-пассивных, при выполнении движений руками инструктора – о пассивных упражнениях.

Нужно рассмотреть обширную классификацию физических упражнений в зависимости от характера выполнения.

  1. Общеразвивающие занятия ориентированы на оздоровление и укрепление организма в целом, улучшение работоспособности и эмоционального самочувствия, нормализации дыхания, кровообращения. Также такие занятия усиливают лечебный эффект.
  2. Специальные разрабатываются для оказания лечебного воздействия на отдельные органы и системы. Одни и те же занятия могут выступать в качестве укрепляющих и лечебных. Это зависит от состояния человека. Например, нагрузки на мышцы нижних конечностей – укрепляющие для здорового человека, однако после травмы или операции они будут лечебными и будут отнесены к специальным.
  3. Дыхательные имеют свою, отдельную, классификацию. Они подразделяются на статические, динамические, дренажные. При статических движения конечностями, корпусом не осуществляются. Это, например, диафрагмальное дыхание. Дренажные ориентированы на отток жидкости из дыхательных путей. Дыхательные упражнения с успехом используют для восстановления нервной системы организма.
  4. Строевые и порядковые упражнения подразумевают выполнение построений, перестроений, поворотов, выполняющихся совместно с различными вариантами ходьбы. Они направлены на улучшение координации движений, работы вестибулярного аппарата. В определенных ситуациях могут выполнять лечебную функцию.
  5. Подготовительные упражнения – это разминочные, те, которые готовят организм к предстоящим нагрузкам. Они могут выполняться с упором на отдельные группы мышц, а также зависят от общей физической подготовленности человека.
  6. Корригирующие проводятся с профилактической целью, а также для сглаживания дефектов неправильной осанки, приведения к норме положения позвоночного столба, грудной клетки. Их часто дополняют пассивными методами лечения, такими как использование корсетов, массажи.

Подготовительные упражнения делают для подготовки организма к нагрузкам

Упражнения на координацию проводятся с целью укрепления вестибулярной системы при гипертонии, неврологических проблемах, травматических поражениях. Упражнения на расслабление предназначены для приведения к норме тонуса мышц, развития координации движений. На последних этапах реабилитации назначаются упражнения в сопротивлении. Они ориентированы на укрепление мышц, их эластичности, прекрасно влияют на функционирование сердца и сосудов, органы дыхания, обменные процессы. В процессе занятий нужно преодолевать сопротивление, созданное инструктором либо здоровой конечностью.

С лечебной целью используют висы и упоры. Благодаря им можно добиться нужного силового напряжения. Чистые висы редко применяют в лечебной гимнастике. При их выполнении происходит задержка внешнего дыхания, ухудшается кровоснабжение. Они могут применяться для укрепления мышц рук, плеч, повышения функциональности суставов рук, снятия нагрузки с позвоночника. Выполнять их можно только если отсутствуют заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой.

При смешанных висах нагрузка на руки сочетается с упором ног. Благодаря этому нагрузка распределяется равномерно.

  • Упоры также подразделяют на чистые и смешанные. Чистые обычно используют при травмах нижних конечностей. Это упор к спинке кресла или кровати. Смешанная форма используется для увеличения силы разгибателей.
  • Подскоки и прыжки. При прыжках активируются группы мышц нижних конечностей. Используются они как общая тренировка, для повышения тонуса, совершенствования координации движений.

Ритмопластические упражнения могут выполняться как на месте, так и с перемещением, а также с использованием снарядов или без них под музыкальное сопровождение. Чаще всего используются для занятий с малышами и в женских группах.

Спортивная составляющая

Спортивные упражнения предназначены для восстановления и совершенствования двигательных умений, а также характеризуются общим оздоровляющим действием на человеческий организм. Они повышают выносливость, нормализуют обменные процессы, благотворно сказываются на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

При ходьбе укрепляются мышцы ног и улучшается работа дыхательной системы

Это ходьба, гребля, лазанье, прогулки на лыжах, занятия в бассейне, езда на велосипеде.

Благодаря ходьбе укрепляются мышцы ног, улучшается работа дыхательной системы, нормализуется крово- и лимфообращение. Ходьбу можно чередовать с бегом. Постепенно увеличивают расстояние, которое должен пробегать пациент. Нагрузки определяются в зависимости от самочувствия человека.

В ЛФК чаще всего используют занятия в воде. Они способствуют снижению тонуса, расслаблению. Наибольшую эффективность такие нагрузки имеют при травмах и поражениях опорно-двигательного аппарата. Метания также помогают восстановить координацию, подвижность суставов, наращивают мышечную силу. Во время занятий могут использоваться различные снаряды: диски, копья, мячи.

Работу дыхательной системы и сердца помогают нормализовать прогулки на лыжах. Также они хорошо воздействуют на нервную систему пациента. Аналогичным действием характеризуется катание на коньках. Гребля способствует развитию дыхательной системы, укрепляет мышцы конечностей, способствует подвижности позвоночника.

Игры на воле

Лечебная физкультура часто использует игры. Классификация спортивных физических упражнений в ЛФК рассматривает виды игр:

  1. Игры на месте.
  2. Малоподвижные.
  3. Подвижные.
  4. Спортивные.

Целью проведения игр являются не только непосредственное воздействие на организм через выполнение тех или иных действий, но и выработка решительности, смелости, дисциплины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector