Бег с высокого старта
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бег с высокого старта

Высокий старт: техника выполнения. На каких дистанциях применяется высокий старт

Бег представляет собой один из естественных процессов физической активности. Большое значение имеет выбор старта, так как высокий считается, со стратегической точки зрения, более приемлемым по сравнению с низким.

Использование данной позиции

При помощи техники высокого старта возможно достичь на небольшом отрезке дистанции максимально возможной скорости. Помимо того, что данный вид используется в легкой атлетике в качестве отдельного старта, также его применяют в качестве упражнения при подготовке к низкому старту.

Последний спортивный прием используется при проведении эстафет, забегов на короткие дистанции и спортивных играх на уроках физкультуры.

На каких дистанциях применяется высокий старт? По правилам соревнований он применяется на две команды на средних и длинных дистанциях.

Особенности начального обучения

Перед тем как начать обучение технике выполнения высокого старта, можно осуществить выбег из «падающей» позиции. Для этого спортсмен опирается на стопу, плечи впереди, без присутствия сгиба в тазобедренных суставах. Эта позиция показывает «падение» вперед, после чего начинается старт.

В период первоначального обучения нужно производить детальный разбор каждой стартовой команды с неограниченным числом повторений. Первые тренировки с положения высокого старта предполагают выполнение забега на 15-20 метров. В дальнейшем дистанция возрастает до 30-40 метров.

Осваиваем технику выполнения высокого старта

Перед подачей команд спортсмен должен находиться на расстоянии 1,5-2 м до линии старта. При команде «На старт» легкоатлет выставляет толчковую ногу вперед ступней, при этом носок размещается непосредственно перед стартовой линией.

Другая нога, являющаяся маховой, перемещается на полшага назад, опираясь на переднюю половину стопы. Ступни ног расставляются таким образом, чтобы они были параллельны друг другу по траектории движения. Старт осуществляется в раскрепощенном состоянии мышц.

При команде «Внимание» спортсмен переносит вес тела на другую ногу, ноги сгибаются в коленях, туловище уходит вперед, руки сгибаются в локтях, вперед выносится противоположная толчковой ноге рука. Либо согнутая рука может быть опущена вниз, находясь в согнутом положении.

Начало движения

После команды «Марш» легкоатлеты стартуют. При этом базисной ногой, используемой в беге, является маховая, которая в колене согнута. Техника высокого старта предполагает начало движения активным движением с акцентом на маховой ноге.

Первые шаги выполняют упругой постановкой ступней под корпусом, при этом стартовый наклон не теряется. Это способствует набору спортсменом максимально возможной скорости.

В дальнейшем происходит выпрямление туловища и увеличение длины шага. При длине дистанции, превышающей 400 м, команда «Внимание» не дается, но при обучении технике высокого старта нужно чередовать использование трех и двух команд.

При беге на дистанцию 800 м, в которой предусмотрен пробег первых 100 м по своей дорожке, выделяют стартовый разгон, который идет на пути 15-20 м и активный бег, который идет до момента, когда спортсмен выбежит на общую дорожку. Активный бег характеризуется более высокой скоростью по сравнению с бегом по общей дорожке, где скорость выравнивается.

Высокий старт в легкой атлетике может осуществляться использованием опоры или без ее использования.

Стартовый разбег

В нем выделяется две части: раскатывающая и силовая. При первом типе разбега главная работа выполняется стопой и коленом. Ноги идут вдогонку к «падающему» корпусу. Стопа и разгибатели колена толкают тело вперед. После того как происходит отталкивание, нога подхватывается бедром, что помогает стопе прийти на дорожку одновременно с тазом. Преимущества данного типа заключаются в том, что старт требует затраты минимума усилий, в результате чего увеличивается частота шагов.

Но при спринтерском беге на короткие дистанции бедро не выходит вперед, особенно у начинающих спортсменов, и эффективного проталкивания не получается.

При силовом типе разбега главная работа выполняется задней поверхностью бедра и стопой. Нога помещается на опору перед центром массы. При беге сразу включаются мышцы задней поверхности бедра. При этом корпус все равно поддерживается в наклонном положении. Этот тип обеспечивает мощный разбег и хороший переход в бег по заданной дистанции. Но при этом с большой вероятностью можно повредить мышцы задней поверхности бедра. Данный тип предполагает мощную зарядку пружины на старте с различной расстановкой рук. В основном подходит для коротких дистанций.

Раскатывающий тип разбега можно использовать для длинного спринтерского бега, и он лучше удается при узкой расстановке рук.

Основные ошибки при отдаче команды «На старт»

Наклон вперед превышает необходимый, что выносит за стартовую линию плечи. Эта ошибка дает возможность сойти со старта еще до команды «Марш». При этом на толчковую ногу нагрузка возрастает за счет того, что она удерживает торс. В связи с этим при команде «Марш» спортсмен затрачивает лишние усилия на возможность начать забег.

Ноги в коленях согнуты в большей мере, чем это необходимо. Данная ошибка приводит к тому, что легкоатлету нужно будет приложить лишние усилия для быстрого старта. При этом происходит перерасход сил и потеря времени еще в самом начале.

Плечи могут быть отклонены назад или туловище может быть не наклонено, а поддерживаться вертикально. Данная ошибка приводит к тому, что первые шаги будут достаточно короткими из-за того, что движение направляется вверх, а не вперед. Максимально возможная скорость движения достигается с опозданием от других спортсменов.

Основные ошибки при отдаче команды «Марш»

Маховая нога задирается слишком высоко при выполнении первого шага. Эта ошибка приводит к тому, что первый шаг идет коротким, что затормозит продвижение вперед.

Голова поднимается вверх слишком быстро и резко. В результате этой ошибки тело резко переходит в вертикальное положение. Первые шаги получаются очень короткими. Движение в большей степени направлено не вперед, а вверх.

Руки поднимаются излишне высоко, плечи слишком напряженные. Руки перенапряжены и передают часть напряжения ногам, беговые движения становятся судорожными, что приводит к излишней затрате энергии и сил в начале разгона.

Исправление ошибок команды «На старт»

Приведем исправление ошибок в порядке их написания в предыдущих разделах статьи.

Первую ошибку исправляем выпрямлением туловища и небольшим поднятием головы.

Для исправления следующей ошибки также необходимо поднять голову, помимо этого нужно немного выровнять сгиб ног и приподнять руки.

Для исправления третьей ошибки немного наклоняем плечи вперед, опускаем подбородок. Взгляд сосредотачиваем на точке, расположенной на длине 3-5 м от стартовой линии.

Исправление ошибок команды «Марш»

Первую ошибку исправляем посылом стопы параллельно беговой дорожке и слежением за тем, чтобы она перемещалась не вверх, а вперед.

Вторая ошибка при беге с высокого старта исправляется опусканием подбородка до уровня груди.

При совершении третьей ошибки нужно опустить ниже кисти рук и расслабить плечи.

Упражнения для обучения описываемой технике

Обучение технике высокого старта предполагает выполнение ряда упражнений.

Сначала необходимо научиться занимать стартовое положение при озвучивании команд «На старт» и «Внимание» под руководством тренера.

Следующее упражнение предполагает самостоятельное выполнение первого упражнения.

Продолжение обучения заключается в том, что начинающий спортсмен должен находиться в наклоне, туловище располагается параллельно площадке, упор осуществляется в стенку в 1 м +/-20 см от нее. Производится касание коленом сильно согнутой ноги груди. Ноги чередуются по мере выполнения тренировки.

Четвертое упражнение выполняется в положении высокого старта. При этом осуществляется имитация выноса маховой ноги вперед. При выполнении данного упражнения также производится разработка движения рук.

Пятое упражнение предполагают принятие положения, стоя на носках, из которого осуществляется «падение». При окончательной потере равновесия необходимо сделать быстрый шаг и вынести бедро вперед и вверх, сопровождая все это активными движениями рук.

Шестое упражнение является заключительным. Оно осуществляется вместе с партнером, который должен оказывать сопротивление, а легкоатлет должен его преодолевать. Бег осуществляется на дистанции 10-15 м. Легкоатлет должен занять позицию с наклоном вперед, при этом упираться несогнутыми руками в плечо умеренно сопротивляющегося партнера.

Правила осуществления забега

Как выполняется высокий старт? Мы уже выяснили, что в основном высокий старт принимают при забегах на длинные и средние дистанции. После сигнала к началу забега участники сразу занимают положение высокого старта, при этом не двигаются и не касаются конечностями стартовой линией или не заступают за нее.

Дорожки, по которым будут бежать спортсмены, распределяются заранее с помощью жеребьевки, при этом спортсмены не должны меняться дорожками или занимать чужие дорожки. При общем старте места по линии старта распределяются по протоколу.

Если спортсмен начал движение до того, как прозвучала команда «Марш», или даже оторвет конечность или потеряет равновесие, ему засчитывается фальстарт. Также он засчитывается в случае невыполнения предыдущих команд в разумные сроки. Легкоатлет получает предупреждение и подтверждает его принятие поднятием руки. Если количество фальстартов превышает один, спортсмен от соревнований отстраняется.

В заключение

Таким образом, техника высокого старта предполагает выполнения ряда условий, основными из которых являются:

  • маховая нога при первом шаге должна двигаться усиленно при отведении назад маховой руки, первые шаги должны сопровождаться короткими и быстрыми махами рук;
  • при разгоне взор направляется вперед на беговую дорожку;
  • туловище на старте должно иметь угол наклона, равный или превышающий половину прямого угла;
  • голова должна держаться прямо, спина в пояснице не должна иметь прогибов;
  • наклон туловища должен уменьшаться постепенно в самом начале дистанции;
  • увеличивается длина шага при активном выносе бедра, что необходимо применять до 15 первых шагов, после чего перейти на равномерный бег.
Читать еще:  Зарядка при поясничном остеохондрозе в домашних условиях

Мы разобрали технику упражнения высокого старта.

Портал педагога

Автор: Иванова Юлия Борисовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №200
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Обучение бегу с высокогои и низкого старта
Дата публикации: 12.09.2016
Раздел: среднее образование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением финского языка

Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическое пособие по легкой атлетике. Обучение бегу с низкого и высокого старта. Санкт-Петербург 2016 г.
К коротким – спринтерским классическим дистанциям в легкой атлетике относятся: бег на 100, 200 и 400 м. К длинным дистанция, которые выполняются с высокого старта относятся : 1000,1500,2000,3000,5000 ,10 000 м. В зимнее время, когда соревнования проходят в закрытых помещениях – манежах, к вышеперечисленным дистанциям прибавляется бег на 60 м. Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. На первых занятиях необходимо создать у занимающихся правильное представление о беге. Это достигается показом правильной техники с помощью квалифицированного бегуна, демонстрацией кинограмм лучших спортсменов мира, плакатов, рисунков. Техника бега с высокого старта изучается в следующей последовательности: высокий старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.
Обучение технике бега с высокого старта.
В беге на длинные дистанции используют только высокий старт.
Старт.
По команде «На старт!» бегун занимает своё место у стартовой линии и ставит толчковую ногу (ту, с которой он отталкивается в прыжках) вперёд. Другая нога на полшага отстаёт от первой. После команды «Внимание!» бегун несколько сгибается и наклоняется вперёд. Следует иметь в виду, что в беге на 1500,5000,10 000 м команда «Внимание!» не подаётся и бегун занимает упомянутое положение сразу после команды «На старт!» (рис. 1).
Стартовый разгон
в беге на средние дистанции занимает 30-50 м, а на длинные и того меньше. Набрав скорость, бегун поддерживает её постоянной. Начинается бег по дистанции.
Бег по дистанции.
В беге на средние и длинные дистанции туловище спортсмена занимает почти вертикальное положение. При отталкивании, однако, возможен наклон вперёд до 58*. Более сильный наклон затрудняет вынос маховой ноги (рис. 2). Недопустим наклон назад. При этом сила отталкивания вызывает закручивающее движение тела назад. Таз при отталкивании слегка подаётся вперёд.
Нельзя опускать таз при беге. Во время тренировок эта ошибка устраняется, акцентированием движения таза вперёд-вверх. Постановка ноги производится с передней части приземлением на всю стопу. На тренировках нужно добиться того, чтобы следы шиповок шли по прямой линии, без разворота наружу. При отталкивании нога полностью выпрямляется. Правильный угол отталкивания в беге на средние дистанции составляет 508. В беге на длинные дистанции он может быть больше. Быстрый подъём бедра маховой ноги при отталкивании способствует более эффективному отталкиванию. У сильных бегунов маховая нога поднимается довольно высоко, примерно до угла 458, однако сознательно акцентировать подъём бедра не следует. Высокий подъём бедра – естественное явление, вытекающее из хорошей подготовленности спортсмена. В беге на средние и длинные дистанции плечевой пояс бегуна и руки работают не напряженно, помогая сохранять необходимое равновесие. Следует избегать часто встречающейся ошибки – подъёма плечей. Голова бегуна занимает вертикальное положение. Мышцы шеи расслаблены. Взгляд устремлён вперёд на 10-12 м.
Финиширование.
В беге на средние и длинные дистанции почти всегда соревнование заканчивается финишным броском. Длина этого броска может быть различной, в среднем она составляет 150-250 м. Во время финишного броска техника бега изменяется следующим образом: туловище наклоняется сильнее, движения рук становятся энергичнее. Однако на последних, самых ответственных метрах дистанции из-за утомления техника движений может расстроиться. Наиболее типичные ошибки заключаются в запрокидывании головы и туловища назад, развороте стоп наружу. Избежать этих явлений можно только в том случае, если на тренировках в состоянии утомления бегун будет сознательно контролировать свою технику бега. Чем лучше подготовлен спортсмен, тем меньше меняется техника его бега на финише. Разница в технике беге на средние и длинные дистанции состоит прежде всего в изменении интенсивности усилий при отталкивании, а также в большей длине шага на более коротких дистанциях. В беге на средние дистанции длина шага может колебаться от 1
м
80
см
до 2
м
20
см,
а у бегунов на длинные дистанции она в среднем короче на 20-25
см.

Упражнения:
1. Выполнение команды «На старт»!; 2. Выполнение команды «Внимание!»; 3. Выбегание с высокого старта без сигнала (2-3 раза); 4. Выбегание по сигналу (2-3 раза); 5. Выбегание с высокого старта по сигналу, следующему через разные промежутки времени после команды «Внимание!» (2-3 раза);

Обучение технике бега на короткие дистанции

с низкого старта.
Техника бега на короткие дистанции изучается так же в следующей последовательности: низкий старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.
Низкий старт и стартовый разгон.
В школе при изучении бега с низкого старта не используют стартовые колодки. По команде «На старт!» бегун становится перед линией старта, толчковую ногу ставит 15-25 см. перед линией старта, сзади стоящую ногу ставит на15-20 см. позади от впереди стоящей ноги, стопы параллельны друг другу, сзади стоящая нога ставится на колено (рис 1.), (рис.1) руки ставит вплотную к стартовой линии. Пальцы рук образуют упругий свод между большим пальцем и остальными сомкнутыми между собой. Прямые не напряжённые руки расставлены на ширине плеч, туловище выпрямлено, голова держится прямо по отношению к туловищу. Тяжесть тела равномерно распределена между руками, стопой ноги, стоящей впереди и коленом другой ноги. По команде «Внимание!», бегун слегка выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки, туловище держится прямо, таз приподнимается на 10-20 см. выше уровня плеч. В это время тяжесть тела переносится на руки. По сигналу, бегун мгновенно устремляется вперёд, за счёт быстрого отталкивания от дорожки двумя ногами и энергичного взмаха рук (сгибание их) (рис.2) (рис.2) Во время разгона, бёдра поднимаются высоко, первый шаг выполняется как можно быстро. Одновременно с нарастанием скорости и уменьшением величины ускорения наклон тела уменьшается и техника бега постепенно
приближается к технике бега по дистанции.
Техника бега по дистанции
идёт по нарастающей, большое значение имеют энергичные движения рук вперёд- назад, бёдра поднимаются до 621*-172*.
Финиширование выполняется
пробегание финишной линии.
Упражнения:
1. Выполнение команды «На старт»!; 2. Выполнение команды «Внимание!»; 3. Выбегание с низкого старта без сигнала (2-3 раза); 4. Выбегание по сигналу (2-3 раза); 5. Выбегание с низкого старта по сигналу, следующему через разные промежутки времени после команды «Внимание !»(2-3 раза);
Заключение.
Я в кратце указала основные задачи, средства и методы обучения технике бега на короткие дистанции. Я проанализировала технику спринтерского бега, без знания которой невозможна подготовка спортсмена высшей категории. Я указала комплекс упражнений для улучшения бега на дистанции и по возможности ещё увеличить её на финишировании или сохранить скорость на финише.

Последовательность обучения технике высокого старта

Высокий старт из различных исходных положений применяется как упражнение, подводящее к низкому старту.

Упражнение 1. Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.

Упражнение 2. Старты «падением» из положения стоя на носках. Учащийся, наклоняя плечи, как бы падает вперед, теряя равновесие. В момент окончательной потери равновесия делается быстрый шаг (с акцентированным выносом бедра), и занимающийся бежит в наклоне заданный отрезок (рис. 4.3, а).

Упражнение 3. Старты «падением» из положения стоя в наклоне вперед (руки опущены вниз или лежат на коленях) (рис. 4.3, б).

Упражнение 4. В парах — бег, преодолевая сопротивление партнера, на отрезках 15—20 м. При выполнении этого упражнения ученик из положения стоя в наклоне вперед упирается прямыми руками в спину партнера, оказывающего умеренное сопротивление.

Упражнение 5. И.и. — стоя в наклоне вперед, сильнейшая (толчковая) нога впереди. Имитация активного выноса вперед ноги, стоящей сзади, от бедра в сочетании с работой рук.

Упражнение 6. Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую ногу.

Обучение следует начинать со всеми учащимися сразу — объяснить, показать и принять положение высокого старта по команде. В исходном положении нужно сразу же сильно наклонить туловище вперед. Затем по команде «Марш!» учащиеся пробегают по 10—15 м. Как только техника высокого старта будет освоена всеми учащимися, можно переходить к его совершенствованию. В этом случае учитель может использовать поточно-групповой (по 5—7 человек) и поточный (по одному ученику друг за другом) методы совершенствования высокого старта. Ученики занимают соответствующее положения по команде «На старт!», а по команде «Марш!» начинают бег.

Упражнение 7. Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала и по сигналу учителя. Движение начинается с энергичного отталкивания, выполняемого одновременно двумя ногами. Нога, стоящая сзади, лишь слегка разгибается и быстро выносится бедром вперед с одновременным взмахом противоположной руки. Нога, находящаяся впереди, резко выпрямляется. Первые шаги делаются в большом наклоне, который постепенно уменьшается. Длина шагов увеличивается, бег ускоряется, и занимающиеся переходят к бегу по дистанции.

Читать еще:  Можно ли накачать ягодицы с помощью бега

Старт с опорой на одну руку. Основной старт в 6—7-м классах — с опорой на одну руку. Он переходный от высокого к низкому, способствует успешному освоению перекрестной работы рук и ног с первого шага. Выполнение старта с опорой на одну руку вполне под силу учащимся этого возраста. Для низкого старта они еще недостаточно подготовлены.

По команде «На старт!» учащийся опускается на одно колено, другую ногу располагает так, чтобы носок ее находился у линии старта. Руки ставятся у стартовой линии. Учащиеся к освоению данного старта уже имеют понятие о толчковой ноге, поэтому учитель лишь напоминает им, что именно ее надо ставить впереди. По команде «Внимание!» учащийся поднимается, не отрывая от земли (пола) руку, разноименную с впереди стоящей ногой; другая рука, согнутая, отводится назад. Нога, стоящая сзади, должна быть согнутой. По команде «Марш!» резко выносятся вперед нога, стоящая сзади, и свободная рука, и делается первый шаг.

Для развития максимальной скорости на коротком отрезке используется низкий старт. Он, как мы помним, изучается в 8—9-м классах, совершенствуется в 10—11-м. По команде «На старт!» бегун ставит руки на ширине плеч и упирается пальцами в беговую дорожку. Впереди стоящая нога упирается в стартовую колодку на расстоянии 1,5—2 ступни от линии старта, а рядом со стопой этой ноги опускается на грунт колено ноги, находящейся сзади.

По команде «Внимание!» масса тела переносится на руки и на впереди стоящую ногу. Маховая нога опирается на колодку, а таз поднимается несколько выше плеч. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно и, прекратив всякие движения, ожидать сигнала к началу бега.

По команде «Марш!» бегун отрывает руки от опоры, делает ими быстрый взмах вперед-назад и сильно отталкивается ногами от колодок.

Техника и методика обучения высокого и низкого старта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:10, реферат

Краткое описание

Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки, метания. В тоже время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной. Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики, тренировки, обучение. Легкая атлетика основывается на ряде смежных наук – физиологии, психологии, анатомии, биомеханике, медицине и др.

Оглавление

1.Введение
2.Техника высокого старта и методика обучения высокого старта
3. Старт с опорой на одну руку
4. Техника низкого старта
5.Методика обучения высокого старта. Упражнения для закрепления и
совершенствования техники.
6. Заключение

Файлы: 1 файл

МБОУ.doc

2.Техника высокого старта и методика обучения высокого старта

3. Старт с опорой на одну руку

4. Техника низкого старта

5.Методика обучения высокого старта. Упражнения для закрепления и

Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки, метания. В тоже время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной. Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики, тренировки, обучение. Легкая атлетика основывается на ряде смежных наук – физиологии, психологии, анатомии, биомеханике, медицине и др.

Легкая атлетика включает в себя пять видов упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборье.

Бег – является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, также, как прыжки в длину, в высоту и с шестом, метание копья. Бег, в зависимости от его характера, различно влияет на организм человека.

Медленный бег (длительный) в парке или лесу (бег трусцой) имеет преимущественно гигиеническое, оздоровительное значение.

Быстрый бег, спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств.

Бег на средние и длинные дистанции – выносливость.

Барьерный бег – ловкость, способность к высокой координации движений.

Бег подразделяется на гладкий, по пересеченной местности, эстафетный, с искусственными препятствиями.

Обучение технике высокого старта начинают с демонстрации данного бега. Затем изучают основные положения бегуна по командам «На старт!», «Внимание!» «Марш!» и особенности стартового разгона. Группе занимающихся следует сразу изучить стартовые положения. По команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую ногу носком к линии, не переступая ее, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт. Плечо и рука, разноименные выставленной вперед ноге, выносятся вперед, другая рука отведена назад.

По команде: «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы вес тела распределялся в направлении впереди стоящей ноги (туловище наклонено вперед). Руки сгибают в локтевых суставах и одну, разноименную ноге, выставляют вперед.

По команде: «Марш!» бегун отталкивается от грунта впереди стоящей ногой, маховая нога (сзади стоящая) активно выносится вперед от бедра, руки работают перекрестно.

На начальной стадии обучения паузы между предварительной и исполнительной командами можно специально удлинить, чтобы начинающие спортсмены успели принять устойчивую позу и своевременно начали бег по сигналу из удобного положения. В дальнейшем пауза сокращается до обычной.

При обучении выходу со старта и стартовому ускорению сначала занимающиеся стартуют по отдельности. Преподаватель обращает внимание на работу рук, активное выталкивание, сохранение наклона и своевременное выпрямление туловища с переходом на бег по дистанции.

По мере освоения техники выполнения высокого старта стартовые отрезки удлиняются, а скорость их пробегания увеличивается.

Учитель должен следить за техникой и объяснять, чтобы учащийся не пересекал дорожку другому, т.е. избежать столкновение.

Методика обучения технике высокого старта

1. Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.

2. Старты «падением» из положения стоя на двух ногах (на носках) и на одной (толчковой) ноге.

3. Старты «падением» из положения согнувшись вперед (в наклоне), руки опущены вниз или на коленях.

4. И.п. – стоя в широком шаге в наклоне вперед, сильнейшая (толчковая) нога впереди. Руки полусогнуты в локтевых суставах, одна впереди, другая, одноименная выставленной вперед ноге, отведена назад. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с перекрестной работой рук.

5. Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую (толчковую) ногу.

Старт с опорой на одну руку

Старт с опорой на одну руку – вариант высокого старта – применяется, кроме того, как упражнение, подводящее к низкому старту.

В отличие от высокого старта по команде: «На старт!», ноги здесь согнуты сильнее, вес тела больше переносится вперед. Рука, противоположная ноге, выставленной вперед, касается грунта, другая, согнутая в локте, отведена назад.

По команде: «Внимание!» тяжесть тела переносится на руку и толчковую ногу.

По команде: «Марш!» бегун производит отталкивание от грунта рукой и обеими ногами. Первые шаги следует делать с большим наклоном, постепенно уменьшая его.

Методика обучения технике старта с опорой на одну руку

1. Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку по команде: «На старт!».

2. Перенос тяжести тела вперед с опорой на одну руку и впереди стоящую ногу по команде: «Внимание!», вернуться в положение «На старт!».

3. Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала.

4. Бег с высокого старта с опорой на одну руку по сигналу учителя.

Низкий старт – наиболее распространенный способ начала спринтерского бега, так как позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для обеспечения удобства и прочности опоры ног используются стартовые колодки или стартовые станки.

Низкий старт позволяет быстро начать бег и на небольшом участке достигнуть максимальной скорости. Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или колодки. Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах в зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35 – 45 см. от стартовой линии (1 — 1,5 столы), а задняя — 70 — 85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Некоторые бегуны сокращают расстояние между колодками от одной стопы и менее, отодвигая при этом, назад переднюю колодку (растянутый старт) или приближая заднюю колодку к передней (сближенный старт). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 — 50°; а задней — 60 – 80°. Расстояние по ширине между осями колодок равно 18—20 см.

Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2 — 3 м. назад и сосредоточивает внимание на предстоящем беге. По команде «На старт! » бегун подходит к колодкам, приседает и ставит руки на дорожку. Затем, стопой более слабой ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги — в переднюю колодку, и опускается на колено сзади стоящей ноги. В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине плеч или чуть шире. Руки у линии опираются на большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы обращены друг к другу. Руки выпрямлены в локтях, взгляд направлен вниз, на стартовую линию.

Читать еще:  Зарядка для пресса живота

По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20-30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтера, углы между бедром и голенью соответственно 100 – 130°. Плечи подаются вперед, тяжесть тела распределена на 4 опорные точки.

Стартовый разбег выполняется на первых 7 – 14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2-х беговых шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании. Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина шагов постепенно возрастает и зависит от индивидуальных особенностей бегуна — силы ног, длины тела, физической подготовленности. Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной.

Методика обучения низкому старту

1. Старты из различных исходных положений: из положения стоя согнувшись, из упора лежа согнувшись, из упора стоя на коленях, из упора стоя на одном колене (маховой ноги), туловище прямо, руки опущены вниз.

2. Стоять на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другую ногу (прямую) отвести назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

3. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога согнута, руки опущены. По сигналу учителя – резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает учащегося вперед, он принимает положение, как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок, и переходит на бег.

4. Выполнение команд: «На старт!» и «Внимание!» без стартовых колодок. Учитель проверяет правильность принятия стартовых положений занимающихся и устраняет ошибки. Только после того как все учащиеся освоят стартовые позиции, можно переходить к обучению бегу с низкого старта.

5. Бег с низкого старта без колодок (без сигнал а и по сигналу учителя). Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе выполнения.

6. Установка стартовых колодок.

7. Выполнение команд: «На старт!», «Внимание!» с колодок. Положение по команде: «Внимание!» сохранять неподвижно 2–3 сек.

8. Выталкивание от стартовых колодок без шага приземления на руки. Впереди колодок можно положить мат для смягчения падения на кисти.

9. Прыжки в длину с места из положения низкого старта с колодок. Упражнения 8 и 9 выполняются для овладения техникой отталкивания.

10. Бег с низкого старта с колодок без сигнала.

11. Бег с низкого старта с колодок по сигналу учителя (команда: «Марш!», выстрел стартового пистолета, хлопок стартовой хлопушки). Учащимся дается установка на быстрое выполнение первого шага.

Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта

1. Бег с низкого старта с колодок в горку.

2. Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды (например: «Гоп!», «Беги!» и т.п.).

3. Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды: «Марш!» после команды: «Внимание!» на 3–5 сек.

4. Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед.

5. Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места.

6. Из положения «На старт!» бросок набивного мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

Итак, бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последние годы наука о спорте, в том числе и теория, и методика бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится похудеть, четвертый – укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

На мой взгляд, я указала основные задачи, средства и методы обучения техник высокого и низкого старта. Каждый из них имеет свои собственные особенности, как в технике, так и в методике обучения. При обучении очень важна работа преподавателя и стремление ученика понять и научится всему, что даёт учитель.

Бег с высокого старта

Цель: добиться правильного выполнения техники высокого старта.

Просмотр содержимого документа
«Бег с высокого старта»

Тема: «Бег с высокого старта»

Цель: добиться правильного выполнения техники высокого старта.

Обучение технике высокого старта.

Совершенствование техники спринтерского бега.

Развитие быстроты, координации движений.

Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма.

Укрепление опорно-двигательного аппарата.

Инвентарь: скакалки, ленточки, гимнастическая скамья, гимнастическая стенка.

Построение, приветствие. Сообщение цели и задач учебно-тренировочного занятия.

на носках, руки на пояс;

на пятках, руки за голову;

на внешней части стопы, руки за спину;

на внутренней части стопы, руки на пояс;

в быстром темпе.

Общеразвивающие упражнения в движении:

И.п. – руки на пояс.

1 – наклон головы вперед;

И.п. – руки на пояс.

1 – руки к плечам;

3 – руки в стороны;

И.п. – руки к плечам.

1 – 2 – круговые движения рук вперед.

3 – 4 – то же, назад.

И.п. – руки на пояс.

1 – шаг правой, наклон вперед, левой рукой коснуться правого носка;

3 – 4 – то же с левой ноги, правой коснуться левого носка.

И.п. – руки на пояс.

1 – выпад правой вперед, руки на колено.

3 – 4 – то же с другой ноги.

Специальные беговые упражнения:

с высоким подниманием бедра;

с «захлестом» голени назад;

бег прыжками («многоскоки»);

бег приставными шагами правым боком, левым боком.

Стоя в шеренге. Обратить внимание на правильную осанку: подбородок приподнят, спина прямая.

Сохранять дистанцию. Спина прямая. Акцентировать внимание на подготовку сердечно-сосудистой системы к нагрузке.

Дыхание свободное, обратить внимание на работу рук: кисть сжать в кулак, руки согнуты в локтевом суставе.

В колонне по одному, дистанция 0,5 м.

Спина прямая, плечи не поднимать. Выполнять наклоны головы на каждый шаг. Сохранять дистанцию.

Обратить внимание на правильную осанку, движения выполнять на каждый шаг.

Амплитуда максимальная . Выполнять шаги и круговые движения на каждый счет.

При наклоне ноги в коленных суставах не сгибать.

Спина прямая. Впереди стоящая нога согнута в колене, сзади стоящая нога прямая.

Дистанция 10 метров. Обучающиеся выполняют в колонне по одному и обратно идут шагом.

Руки свободно опущены, расслаблены.

Спина прямая, назад н6е отклоняться, руки согнуты в локтевом суставе.

Вперед не наклоняться, следить за правильной работой рук.

Выпрыгивать как можно дальше. Приземление на носок.

Выполнять попеременно 2 шага правым боком, 2 левым.

Рассказ и показ техники высокого старта.

Стартовый разгон – ускорение 5 – 7 метров из различных и.п.:

с высокого старта.

Подвижная игра «Пятнашки с ленточками» из высокого старта:

старт каждой пары по команде «Марш!»;

старт одновременно по свистку, по команде «Марш!»;

из различных исходных и.п.

общая физическая подготовка:

подъем туловища из положения лежа на спине;

сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамье;

сгибание и разгибание рук в висе лежа на перекладине;

прыжки на скакалке.

Обучающиеся построены в шеренгу. Интервал 0,5 метра. Знакомство с фазами спринтерского бега: 1) старт; 2) стартовый разбег; 3) бег по дистанции.

По команде «На старт!» обучающиеся подходят к стартовой линии, ставят ногу носком к линии, не наступая на нее, другую отставляют назад, упираясь в пол носком, туловище выпрямлено, руки свободно опущены вдоль тела, голову держать прямо.

По команде «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы основной вес тела располагался над впереди стоящей ногой. Рука противоположная впереди стоящей ноге, опущена свободно вниз, другая заведена за спину, взгляд направлен вперед.

Команда «Марш!» – нога на первом шаге выносится вперед быстрым движением бедра. Первые шаги должны быть быстрыми, мощными, достаточно пружинистыми. Каждый очередной шаг делать больше, чем предыдущий. Выполнять небольшое пробегание 2 – 3 метра. Обратить внимание на прямолинейность движения.

С каждым новым шагом создается большая скорость движения вперед и уменьшается наклон туловища.

Обучающиеся делятся по парам и строятся в шеренги с интервалом 1 метр.

По команде, сзади стоящий догоняет впереди стоящего игрока и «срывает» ленточку, закрепленную на спине. Останавливаются на противоположной боковой линии спортивного зала. Затем меняются местами.

Ноги согнуты в коленях, руки за головой, локтями коснуться коленей. Подъем туловища – выдох, и.п. – вдох.

Спина прямая, грудью коснуться гимнастической скамейки, ноги не сгибать.

Туловище держать прямо, подбородком дотянуться до перекладины.

Прыжки на носках. Ноги в коленях не сгибать.

Игра на внимание «Запрещенное движение».

Построение, подведение итогов.

Сгибание и разгибание рук в упоре.

Наклон сидя ноги врозь.

Стоя в шеренге. Проигравший делает шаг вперед.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector